| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ФИДИЙ.


ФИДИЙ
ФИДИЙ
ФИДИЙ. Лапиф и кентавр. Скульптура Парфенона. Афинский Акрополь. V в. до н. э. Мрамор.  Греция.
ФИДИЙ. Лапиф и кентавр. Скульптура Парфенона. Афинский Акрополь. V в. до н. э. Мрамор. Греция.

ФИДИЙ.

(Pheidias., ) (Ок. 500-431 гг. до н. э.) древне-греческий архитектор, скульптор и живописец 2-3-й четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Вероятно, он появился на свет в Афинах вскоре после битвы при Марафоне. Существуют разные версии относительно того, кто был учителем Фидия - называются имена Гегия (Афины), Агелада (Аргос) и Полигнота. Работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 гг. до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя - одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая ок. 460 г. до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры (из золота и слоновой кости), - Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Стоявшая в храме культовую статую Афины Парфенос, была закончена в 438 до н. э. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты. Наилучшее представление о творчестве Фидия даёт скульптурное убранство Парфенона (мрамор, 438-432 до н. э.), выполненное под руководством и, возможно, при личном участии мастера. Зрелостью и совершенством классического стиля отличается рельеф фризазофора, изображающий панафинейское шествие афинских граждан. В спокойном, плавном ритме движения, стройных величественных фигурах, органически связанных с плоскостью стены (изображения основаны на принципе иэокефалии), воплощается победное торжество и достоинство граждан полиса. К числу шедевров древне-греческого искусства относятся скульптуры богов на фронтонах храма, изображающие "Рождение Афины из головы Зевса" и "Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике". Статуи образуют пространственно свободные, гармонически уравновешенные композиции, отличающиеся богатством гибких линейных ритмов. Естественность и величественность поз, совершенство мягкой обобщенной пластики сочетаются в них с тончайшей обработкой поверхности мрамора, позволяющей воспроизвести светотеневую игру, лёгкость воздушных, свободно ниспадающих одежд, органически связанных с движением фигур. Скульптура Парфенона в сочетании с архитектурой храма является одним из высочайших образцов античного синтеза искусств. Фидий имел учеников и последователей. О судьбе, последних годах мастера, древние авторы сообщают противоречивые сведения: по одним – Фидий был посажен в тюрьму и там умер от болезни, а по другим сведениям, он был оправдан в суде и уехал в Олимпию; считают также, что Фидий умер в изгнании.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024