АГЕСАНДР с Родоса. (Agesandr., )
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ЕВФРОНИЙ. (Euphronios., )
ИКТИН. (Iktinos., )
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КЛИТИЙ. (Kliteios., )
КРИТИЙ. (Kritios., )
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОХАР. (Leochares., )
ЛИСИПП. (Lysippus., )
МИРОН. (Myron., )
ПОЛИКЛЕТ. (Polykleitos., )
ПРАКСИТЕЛЬ. (Praxiteles., )
СКОПАС. (Skopas., )
ТАССОС, Алевизос. (Tassos, Alevizos., 1914-1985)
ФЕОФАН ГРЕК. (Theophanes Greek., 1340-1405)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ЭКСЕКИЙ. (Exekias., )
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
ИКТИН и КАЛЛИКРАТ. Парфенон. Афины. 447-438 гг. до н. э. Греция.
ИКТИН.
(Iktinos., ) (2-я пол. V в. до н. э.) древнегреческий архитектор. Строил Парфенон (447-438 гг. до н. э.; совместно с Калликратом) и одеон Перикла в Афинах, храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э.), где впервые появляется коринфская капитель и ордер используется в качестве тектонического декора, Телестерион в Элевсине (430-е гг. до н. э.; достроен в конце V в. до н. э. в измененном виде). Иктин новаторски применял традиционные средства ордерной архитектуры для создания новых образов. Архитектуре Иктин присущи пластичность, органичность соединения дорических и ионических форм. Парфенон - в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в ознаменование победы над персами. Представляет собой мраморный храм, окруженный колоннадой (периптер, площадь 30,89 м х 69,54 м, высота колонн 10,43 м), отличающийся спокойной величавостью и совершенством архитектурных форм, ясной гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров. Богатое, классически строгое и стройное скульптурное убранство храма, органически связанное с формами архитектуры, выполнено под руководством Фидия (завершено в 432 г. до н. э.). Фриз фасада был украшен плитами-метопами с изображениями сцен борьбы амазонок, кентавров и гигантов, фронтоны - скульптурными группами, воспроизводящими сцены рождения Афины (на восточном фронтоне) и спора Афины с Посейдоном за господство в Аттике (на западном). Вокруг главного помещения - целлы храма - шел фриз с рельефным изображением панафинейского шествия афинских граждан. Скульптура Парфенона, как бы компенсирующая и раскрывающая идейно-художественный смысл архитектурного образа, отражает идею победы человека над стихийным, темным, "звериным" началом, воплощает представление о физическом и духовном совершенстве человеческого существа. Парфенон был разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. С 1812 г. большая часть сохранившихся скульптур находится в собрании Британского музея в Лондоне. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, но ведутся восстановительные работы. |