АГЕСАНДР с Родоса. (Agesandr., )
КРИТИЙ. (Kritios., )
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОХАР. (Leochares., )
ЛИСИПП. (Lysippus., )
МИРОН. (Myron., )
ПОЛИКЛЕТ. (Polykleitos., )
ПРАКСИТЕЛЬ. (Praxiteles., )
СКОПАС. (Skopas., )
ФИДИЙ. (Pheidias., )
|
ПОЛИКЛЕТ. Дорифор. Римская копия. V в. до н. э. Мрамор.
ПОЛИКЛЕТ.
(Polykleitos., ) (2-я пол. V в. до н. э.) из Аргоса, древне-греческий скульптор и теоретик искусства 2-й пол. V в. до н. э., прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Один из ведущих представителей высокой классики. Родился, вероятнее всего, на острове Аргосе; там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440-410-е гг. до н.э. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон". Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармоничный образ человека-гражданина полиса. Статуи Поликлета ["Дорифор". или "Копьеносец", ок. 440 до н. э.; "Раненая амазонка" или "Амазонка Эфесская", ок. 440-430 до н. э.; "Диадумен" (юноша, завязывающий повязку победителя), ок. 420-410 до н. э.] выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по многочисленным римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (т. н. хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классичая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции. Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлета неясны. Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников) и оказал решающее влияние на развитие древне-греческой скульптуры. Наряду с Фидием Поликлет - один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. |