БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
ВРИГТ, Фердинанд. (Wright, Ferdinand von., 1822-1906)
ЛАРССОН, Карл. (Larsson, Carl., 1853-1919)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МИЛЛЕС, Карл. (Milles, Carl., 1875-1955)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. (Rejlander, Oscar., 1813-1875)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
СЕРГЕЛЬ, Юхан. (Sergel, Johan Tobias., 1740-1814)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ЦОРН, Андерс. (Zorn, Anders Leonard., 1860-1920)
ШИЛЛМАРК, Нильс. (Schillmark, Nils., 1745-1804)
ЮХАНССОН, Эрик. (Johansson, Erik., 1985-)
|
ЛАРССОН, Карл
ЛАРССОН, Карл. Автопортрет. 1905 г.
ЛАРССОН, Карл. Уютный уголок. 1894 г.
ЛАРССОН, Карл. Готовимся к игре. 1901 г.
ЛАРССОН, Карл. Мартина с подносом для завтрака. 1904 г.
ЛАРССОН, Карл. Сочельник. 1904-1905 гг.
ЛАРССОН, Карл. Сбор ржи. 1905 г.
ЛАРССОН, Карл. Мост. 1912 г.
ЛАРССОН, Карл.
(Larsson, Carl., 1853-1919) известный шведский живописец, график, художник-монументалист, писатель. Родился в Гамла-стане, старом квартале Стокгольма, Швеция, в бедной семье. Художественные способности унаследовал от деда по материнской линии, который расписывал вывески городских магазинов и лавок. Талант юного Ларссона заметил его школьный учитель, который дал ему рекомендацию в Академию художеств в Стокгольме. Учился в Академии художеств в Стокгольме (1869-1872 гг.; окончил с Королевской медалью). Работал ретушером у фотографа, иллюстратором книг, журналов и ежедневных газет. Ларссон стал популярен как иллюстратор, а на парижском Салоне 1883 г. его работы даже получают один из призов. В своем творчестве он использовал множество техник - рисунок карандашом, уголь, перо, ксилографию и др. Посетил Германию, Францию (1877-1878 гг.), Италию. Увлекался искусством Японии и Дж. Тьеполо. Один из организаторов "Художественного союза" (1886 г.) и выставки "Противников академической живописи" (1885 г.). В 1877 г. впервые поехал в Париж, а в 1881 г. он присоединился к колонии скандинавских художников в Гре-сюр-Луан под Парижем, где начал рисовать акварелью и встретил художницу Карин Бергё. Женился на Карин в 1883 г. (его первая жена умерла). У них было восемь детей (из которых один, умер в возрасте двух месяцев в 1895 г.; другой умер в 18 лет). Карин и дети быстро стали любимыми моделями художника. В 1888 г. отец Карин, подарил им небольшой дом ("LillaHyttnas" – "Маленькая хижина") в Сундборне. Дом стал совместным художественным проектом Карла и Карин, в котором их художественные таланты нашли выражение в очень современной и индивидуальной архитектуре, цветовой гамме и дизайне интерьера. Ларссон стал очень известен своими многочисленными полотнами, фресками и акварелями и считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Он основатель типично шведского стиля, основными элементами которого являются яркость красок, обилие света и оптимизм. Именно его живопись акварелью в наши дни особенно любима, и можно сказать, лелеема во всем мире. Стиль акварельных работ Ларссона называют воздушным, он характеризируется мастерской, даже искусной организацией взаимодействия поверхностей и линий. Ларссон отображает жизнь своей семьи - и каждодневные будни, и именины и праздники. Эти работы становятся выражением внутреннего мира и творческой манеры художника. Вместо письма цветовыми пятнами без четких контуров приходит линейный стиль рисунка, с большим количество деталей и четким черным контуром. Работал как иллюстратор и карикатурист, выполнял панно и росписи на исторические темы (фрески в Национальном музее, Стокгольм, 1894-1908 гг.); популярны созданные Ларссоном сцены домашнего быта (масло, акварель, офорт), издававшиеся в виде альбомов ("Моя семья", 1895 г.; "Ларсоны", 1902 г.; "Дом под солнцем", 1909 г.). Лирическая теплота, интимность, несколько идиллическая жизнерадостность сочетались в творчестве Ларссона с декоративной стилизацией в духе стиля "модерн". Альбомы с акварельными рисунками художника становились бестселлерами. Книгу акварелей, рисунков и рассказов Ларссона "Дом под солнцем" - в течение трех месяцев продали 40 000 экз., а до 2001 г. - она переиздавалась более 40 раз. Шведы брали его альбомы за образец и начинали обустраивать по ним свои дома... Произведения: "Октябрь" (1882 г.), "Ноябрь" (1882 г.), "Брита и я" (1895 г.), "Завтрак под большой березой" (1896 г.), "Катрин и Керсти" (1898 г.), "Идиллия" (1885 г.), "Портрет матери" (1898 г.), "Выздоровление" (1899 г.), "Вокруг лампы" (1900 г.), "Мать и дитя" (1903 г.), "Красное и черное" (1906 г.), "Портрет О. Левертина" (1906 г.), "Портрет С. Лагерлоф" (1908 г.), "Ателье художника" (1900-е гг.), "Автопортрет" (1900, 1905 г.), фрески - "Карл XI, позирующий Эренстралю", "Н. Тессин Младший поручает К. Хорлеману закончить Королевский дворец", "Густав III встречает привезенные из Италии античные статуи", "Сергель за работой над скульптурой "Амур и Психея", "Шведские молодые художники украшают Королевский дворец под руководством Г. Тараваля", "Карл Густав Тессин показывает привезенную из Франции коллекцию гравюр и рисунков" (все - 1896 г., в вестибюле Национального музея в Стокгольме); "Дети, собирающиеся на молитву" (1901 г., Северо-Латинская школа, Стокгольм). Художник был горько разочарован, когда комитет отклонил его последнюю монументальную работу "Midvinterblot" ("Жертвоприношение в середине зимы", 1915 г.), которая должна была украсить восточную стену верхней лестницы Национального музея в Стокгольме. На полотне был изображен голый король Домальд в храме в Уппсале, скидывающий с себя шкуру медведя, на нем корона, золотые браслеты. Он приносит в жертву свою жизнь, во благо своему народу. Ее назвали самой противоречивой картиной Швеции. Совершенно неожиданно этот случай сломил Ларссона. Его накрыла тяжёлая депрессия. История в конце концов доказала правоту художника. После продажи японскому покупателю "Midvinterblot" был возвращен Национальному музею для выставки Ларссона в 1992 г. С помощью частных пожертвований Национальный музей выкупил работу у японского владельца в 1997 г. Вместе с ухудшением зрения у Ларссона, депрессия приводит к головным болям, а те, в конце концов, к инсульту. Он умер в возрасте 65 лет, в Сундборн, близ г. Фалуна, Швеция. Автобиография художника увидела свет через 12 лет после его смерти. В доме в Сундборне, в котором жили Ларссоны, в настоящее время находится музей. |