БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
ВРИГТ, Фердинанд. (Wright, Ferdinand von., 1822-1906)
ЛАРССОН, Карл. (Larsson, Carl., 1853-1919)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МИЛЛЕС, Карл. (Milles, Carl., 1875-1955)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. (Rejlander, Oscar., 1813-1875)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
СЕРГЕЛЬ, Юхан. (Sergel, Johan Tobias., 1740-1814)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ЦОРН, Андерс. (Zorn, Anders Leonard., 1860-1920)
ШИЛЛМАРК, Нильс. (Schillmark, Nils., 1745-1804)
ЮХАНССОН, Эрик. (Johansson, Erik., 1985-)
|
МИЛЛЕС, Карл
МИЛЛЕС, Карл. Отблеск солнца. Фонтан. Миллесгорден, Стокгольм, Швеция. 1918 г.
МИЛЛЕС, Карл. Европа и бык. Старая площадь, Хальмстад, Швеция. 1923-1924 гг.
МИЛЛЕС, Карл. Посейдон. Фонтан. Гетаплатсен, Гётеборг, Швеция. 1925–1931 гг.
МИЛЛЕС, Карл. Человек и Пегас, Миллесгорден. Стокгольм, Швеция. 1949 г.
МИЛЛЕС, Карл. Орфей. Фонтан перед Стокгольмским концертным залом. Швеция. 1936 г.
МИЛЛЕС, Карл. Рука Бога. Эскильстуна, Швеция. 1952-1954 гг.
МИЛЛЕС, Карл.
(Milles, Carl., 1875-1955) шведский скульптор, известный своими фонтанами. Родился в Лагга, близ Уппсалы, Швеция. Родной брат художницы и скульптора Рут Миллес (1873-1941). Учился в Королевском технологическом институте и вечерних классах техникума резьбы по дереву (1892-1897 гг.) в Стокгольме, в Париже в Академии Коларосси (1897-1904 гг.). Изучал работы О. Родена, А. Майоля, в Мюнхене (1905-1906 гг.) познакомился с искусством А. Хильдебранда и Х. фон Маре. Работал в области монументально-декоративной скульптуры. Увлекался искусством этрусков и многие его работы - реминисценция на произведения этрусских мастеров. Первое участие Миллеса в выставке относится к 1899 г., одна из его работ была принята в парижский Салон. После 1910 г. у скульптора много заказов и он может совершить путешествия по Германии, Австрии, Греции и Италии. На Всемирной выставке в Париже (1925 г.) Миллес был удостоен высшей награды - Гран При по классу скульптуры. Жил в США (1929-1951 гг.). Тема скульптурной группы "Отблеск солнца" (Миллесгорден, Стокгольм, 1918 г.) - движение мощное, стремительное и неистовое. Эта группа установлена на нижней террасе в бассейне фонтана. Словно преодолевая сопротивление морских волн, несется на дельфине Наяда. Ее волосы разметал ветер, глаза устремлены вперед, из приоткрытого рта будто вырывается прерывистое дыхание. Одной рукой она направляет дельфина, другая восторженно закинута за голову. Под струйками воды бронза скульптуры, отражая солнечные блики, переливается множеством оттенков. Фонтан "Европа и Бык" был установлен в 1926 г. (Старая площадь, Хальмстад, Швеция). Миллес взял сюжет в античной мифологии: влюбленный Зевс, согласно легенде, явился Европе, дочери финикийского царя, в виде прекрасного белого быка, похитил ее и спрятал на острове Крит. Там Зевс превращается в красивого юношу и овладевает принцессой. От их союза родились 3 сына. Впоследствии красавица Европа выйдет замуж за царя Крита, Астериона, который, умирая, оставит остров ее детям от Зевса. Вокруг фонтана "Европа и Бык" разместилась свита повелителя морей Посейдона: водяные и тритоны - мужчины с рыбьими хвостами. В 1936 г. Миллес завершил большую работу - фонтан "Орфей" для Стокгольма. Он остановился на мифе об Орфее, обладающем чудесным даром подчинять своей музыке все живое. Орфей побеждает стражу подземного царства - Цербера, лежащего у его ног. В поисках любимой жены Эвридики он спускается в царство мертвых, пробуждает души умерших от оцепенения смерти, возвращая чувство жизни, чувство прекрасного. По замыслу Миллеса, миф об Орфее должен говорить, о высоком предназначении музыки, пробуждающей в людях лучшее. Окружающие Орфея восемь фигур, олицетворяющие пробужденные им души умерших, подчеркивают вертикальный принцип композиции фонтана. Фигуры, оторвавшись от земли, как и Орфей, устремлены ввысь. И каждая откликается по-своему на музыку, каждая полна глубокого драматизма чувств. Особенно ярки подобные проявления в фигуре, названной Бетховеном. Скульптурная группа фонтана Миллеса "Встреча вод" в Сент-Луисе, Миссури, США, символизирует слияние рек Миссури и Миссисипи. Первоначальное название фонтана "Свадьба вод". Заказанный скульптору в 1936 г. и представленный в 1940 г. горожанам фонтан вызвал громкие споры из-за своих игривых, обнаженных, где-то неуважительных, образов. Местные государственные служащие настояли на том, чтобы название было изменено на "Встречу вод". Самая известная скульптура Миллеса - "Рука Бога" (1954 г.), великолепная аллегория хрупкости человека и его судьбы. Скульптор удивительно точно переносит философскую идею в пластическую форму. На гигантские пальцы поставлена маленькая фигурка удивленного чем-то человека с разведенными в стороны руками. Ничего божественного или религиозно-мистического в ней не видишь. Фигурка запросто умещается в огромной ладони, раскрытой беспредельности вселенной... Много лет назад Миллес задумал создать необычную скульптуру. По проекту на половине радуги должен был стоять Бог-отец, бережно располагающий звёзды на небосводе. Самому Миллесу проект реализовать не удалось, но в 1995 г. это сделал его ученик - Маршалл Фредерикс (1908-1998). Фонтан расположен в живописной гавани Накка, Стокгольм, и его струи ниспадают прямо в водную гладь, не нарушая природный ландшафт. В 1905 г. Миллес женился на художнице Ольге Граннер (1874-1967). Всю жизнь они коллекционировали произведения искусства. Работы скульптора: портрет Ф. Боберга (Миллесгорден, Стокгольм, Швеция, 1906 г.), статуя короля Швеции Густава I Вазы (1905-1907 гг., гипс и 1925 г., дуб), конная статуя Фольке Фильбютера (Линчёпинг, Швеция, 1927 г.), памятник авиаторам (Карлаплан, Стокгольм, Швеция, 1931 г.); фонтаны: "Отблеск солнца" (Миллесгорден. Стокгольм, Швеция, 1918 г.), "Европа и бык" (Старая площадь, Хальмстад, Швеция, 1923-1924 гг.), "Посейдон" (Гетаплатсен, Гётеборг, Швеция, 1925-1931 гг.), "Орфей" (перед Стокгольмским концертным залом, Швеция, 1936 г.), "Диана" (Чикаго, США, 1936 г.), "Встреча вод" (Сент-Луис, штат Миссури, США, 1940 г.), "Аганиппа" (Нью-Йорк, США, 1951-1955 гг.); монумент "Человек и Пегас" (Миллесгорден. Стокгольм, Швеция, 1949 г.), монумент "Рука Бога" (Миллесгорден. Стокгольм, Швеция, 1954 г.) и др. Умер скульптор в возрасте 80 лет, в Лидингё, Стокгольм. Миллесгорден - Государственный художественный музей и парк скульптур в Швеции, созданный Миллесом и его супругой (1906-1908 гг.; в 1936 г., был дарован шведскому народу; где повторены почти все основные произведения мастера). Скульптурный парк и музей Миллесгорден находятся в восточной Швеции, на территории коммуны Лидингё близ Стокгольма. |