БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
ВРИГТ, Фердинанд. (Wright, Ferdinand von., 1822-1906)
ЛАРССОН, Карл. (Larsson, Carl., 1853-1919)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МИЛЛЕС, Карл. (Milles, Carl., 1875-1955)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. (Rejlander, Oscar., 1813-1875)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
СЕРГЕЛЬ, Юхан. (Sergel, Johan Tobias., 1740-1814)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ЦОРН, Андерс. (Zorn, Anders Leonard., 1860-1920)
ШИЛЛМАРК, Нильс. (Schillmark, Nils., 1745-1804)
ЮХАНССОН, Эрик. (Johansson, Erik., 1985-)
|
МАЗЕР, Карл
МАЗЕР, Карл. Шведский композитор Адольф Линдблад. 1835 г.
МАЗЕР, Карл. Купец и общественный деятель Фёдор Тюменев. 1842 г.
МАЗЕР, Карл. Портрет княгини Марии Волконской. 1848 г.
МАЗЕР, Карл. Л. и Н. Толстые. Дагеротип. 1851 г.
МАЗЕР, Карл. Сигрид и Анна Мазер, племянницы художника. 1858 г.
МАЗЕР, Карл.
(Mazer, Carl Peter., 1807-1884) шведский живописец, рисовальщик, фотограф-дагеротипист. Родился в Стокгольме, Швеция. В молодом возрасте увлёкся живописью. Учился в Стокгольмской Академии художеств (первая пол. 1820-х гг.), сначала на скульптурном отделении, затем на живописном, у Г. Хассельгрена. В 1825 г. переехал в Париж, где продолжил образование под руководством А. Гро; некоторое время являлся помощником А. Гро в его мастерской. Создавал портреты, виды и бытовые сцены. В Париже участвовал в революции 1830 г., сражался на баррикадах. В 1833-1835 гг. работал в Италии, в 1835-1837 гг. - в Швеции и Финляндии. Приобрел большую популярность как портретист. В 1838 г. приехал в Россию. В общей сложности провёл в России 15 лет. Работал в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, совершил путешествие по Волге с бурлаками от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1848-1851 гг. жил в Сибири. Встречался со ссыльными декабристами, писал и рисовал их портреты. Художник сделал более двадцати карандашных портретов декабристов. В 1850 г. находился в Тобольске, где на его деятельность обратили внимание местные власти, запретив ему работу над портретами "государственных преступников". Рисунками и политипажами Мазера была иллюстрирована статья Н. Бестужева "Гусиное озеро", опубликованная в 1854 г. в журнале "Вестник естественных наук". Оставил воспоминания о своем путешествии в Сибирь - "Записки о России". Всего через год пребывания в Санкт-Петербурге он получил заказ на портрет национального поэта России А. Пушкина (1939 г.). Заказ сделал один из друзей поэта П. Нащокин. Пушкина уже не было в живых, и поэтому Мазеру пришлось писать с его мраморного бюста и посмертной маски, которую, снял известный скульптор шведского происхождения Самуил Гальберг. Мазер встречался с женой Пушкина Натальей, ее портрет он тоже написал, и она помогла художнику советами. Выполнил портреты: И. Пущина, И. Якушкина, С. и М. Волконских, П. Толстого, П. и М. Нащокиных, А. Поджио, И. Крылова, М. Глинки, А. Оленина, К. Брюллова, Н. Гоголя, Н. Греча и др. Автор альбомов зарисовок: "Граница с Китаем", "Промывка золота в Восточной Сибири". В начале 1840-х гг. состоял учителем рисования в семьях помещиков Савеловых в Московской губернии, а также действительного статского советника С. Карсакова в Ярославле. Со второй пол. 1840-х гг. начал фотографировать в технике дагеротипии. В 1851 г. открыл дагеротипное ателье в Старогазетном (ныне - Камергерском) переулке в Москве; с 1852 г. принимал заказы на копии с картин маслом, гравюр, дагеротипных и акварельных портретов. В России Мазер первоначально хотел работать с помощью дагеротипии. Но в дороге у него украли фотоаппарат, и ему пришлось обратиться к зарисовкам с натуры. После возвращения в Стокгольм (1854 г.) работал как фотограф. Создал руководство по фотографии (1864 г.). С 1876 г. жил в Париже, с 1878 г. - в Неаполе. Творчество Мазера представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Историческом музее, ГМИИ им. А. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Всероссийском музее А. Пушкина в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Стокгольме и др. Умер художник в Неаполе, Италия. Произведения Мазера являются документальными свидетельствами определенной эпохи в русской истории, творчество художника сыграло значительную роль в развитии русско-скандинавских связей. |