БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
ВРИГТ, Фердинанд. (Wright, Ferdinand von., 1822-1906)
ЛАРССОН, Карл. (Larsson, Carl., 1853-1919)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МИЛЛЕС, Карл. (Milles, Carl., 1875-1955)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. (Rejlander, Oscar., 1813-1875)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
СЕРГЕЛЬ, Юхан. (Sergel, Johan Tobias., 1740-1814)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ЦОРН, Андерс. (Zorn, Anders Leonard., 1860-1920)
ШИЛЛМАРК, Нильс. (Schillmark, Nils., 1745-1804)
ЮХАНССОН, Эрик. (Johansson, Erik., 1985-)
|
РОСЛИН, Александр
РОСЛИН, Александр. Дама под вуалью, жена художника. 1768 г.
РОСЛИН, Александр. Король Швеции Густав III и его братья. 1771 г.
РОСЛИН, Александр. Портрет Зои Гики, молдавской принцессы. 1777 г.
РОСЛИН, Александр. Князь Владимир Голицын. 1762 г.
РОСЛИН, Александр. Портрет Франсуа Буше. 1760 г.
РОСЛИН, Александр. Анн Валлайер-Костер, французская художница. 1783 г.
РОСЛИН, Александр. Шведский архитектор К. Аделькранц. 1754 г.
РОСЛИН, Александр.
(Roslin, Alexander., 1718-1793) известный шведский живописец-портретист. Родился в Мальме, Швеция, в семье морского врача. В 1730 г. вместе с семьей переехал в Карлскруну. Обучался рисованию в Карлскруне у капитана адмиралтейства Л. Эренбилла (1697-1747). Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. Писал миниатюры. В 1736 г. переехал в Стокгольм, где продолжил образование у придворного портретиста Г. Шредера. (1736-1739 гг.). Писал религиозные картины для церкви в Хасслёве. Испытал влияние Ж.-М. Наттье (1685-1766) и Г. Риго (1659-1743). Создавая преимущественно портреты ("Шведский архитектор К. Аделькранц", 1754 г.; "Баронесса Нейбург-Кромьер", 1756 г.; "Жан Франсуа Мармонтель", 1767 г.; "Принцесса Зои Гики", 1777 г.), Рослин сочетал стремление дать конкретную психологическую характеристику модели с виртуозной передачей тканей, кружев, вышивок, драгоценностей и т. д. и переливчатым колоритом в духе искусства рококо. В 1745 г. благодаря покровительству графа Ю. Левенгаупта приглашен на должность придворного художника в Бранденбург, Германия. В 1747 г. отправился в Венецию, Италия, где изучал искусство Тициана, Веронезе, Тьеполо. Побывал также в Ферраре, Болонье, Флоренции. В 1749 г. в Неаполе познакомился с маркизом П. Лопиталем и по его рекомендации был приглашен работать в Парму. В 1752 г. переехал в Париж, Франция, где быстро снискал репутацию превосходного портретиста. До 1791 г. регулярно выставлял свои работы на ежегодных выставках Салона в Лувре. В 1765 г. за семейный портрет герцога Рошфуко де Ришелье Рослин получил Гран При парижского салона, причем вместе со шведским художником претендентом на первую премию выступал знаменитый французский живописец Ж. Б. Грез. Популярность Рослина как среди иностранной, так и среди шведской публики при его жизни неоспорима. Он был одним из выдающихся художников-портретистов своего времени, широко известным своим мастерским умением воспроизводить модную одежду своих натурщиков с их шелком, кружевом, жемчугом и золотыми нитями. Способность Рослина запечатлеть личность людей, которых он изображал, сделала его популярным среди своих клиентов и позволяет нам, даже сегодня, несколько сотен лет спустя, по-прежнему чувствовать себя ближе к людям, которых он рисовал. Он льстил и украшал своих моделей в соответствии с идеалами рококо. В то время был самым богатым художником Парижа. В 1753 г. был избран членом Королевской Академии живописи и скульптуры, с 1767 г. исполнял должность советника Академии. В 1772 г. был награжден шведским королем Густавом III орденом Вазы, в 1773 г. избран почетным членом Академии художеств в Стокгольме. В 1775 г. был приглашен в Россию для создания портрета императрицы Екатерины II. В конце того же года приехал в Москву, в начале 1776 г. переехал в Санкт-Петербург. К этому времени, Рослин был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский. Написал портреты великой княгини Натальи Алексеевны (1776 г.), Екатерины II и великой княгини Марии Федоровны (оба - 1777 г.). Однако портрет не понравился Екатерине II: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее "шведской кухаркой, грубой и простой". Работал также по заказам частных лиц, в частности портретировал В. Долгорукого-Крымского (1776 г.), Н. Панина, З. и Е. Чернышевых, И. Бецкого (все - 1777 г.). Живописец работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Ф. Рокотовым. В 1777 г. покинул Россию через Варшаву, некоторое время жил при дворе польского короля Станислава Августа Понятовского, затем отправился в Вену. В 1778 г. возвратился в Париж. Рослин - один из ведущих европейских портретистов второй пол. XVIII в., который, несмотря на его работу в Швеции, Италии и России, справедливо причисляется исследователями к мастерам французской школы живописи. Еще до приезда в Россию среди заказчиков художника были многие представители русской знати, которые считали престижным портретироваться у него (в частности, граф А. Строганов). Жена Рослина, Мари-Сюзанн (1734-1772), также была портретисткой, работавшей пастельными карандашами. Умер художник в Париже, в возрасте 74 лет. Картина Рослина с изображением Жанны-Софи Пиньятелли-Эгмонт (1763 г.), была куплена Институтом искусств Миннеаполиса в 2006 г. за 3 миллиона долларов США. |