| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

РЕЙЛАНДЕР, Оскар.


РЕЙЛАНДЕР, Оскар
РЕЙЛАНДЕР, Оскар
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Два пути жизни. 1857 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Два пути жизни. 1857 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Путник. 1859 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Путник. 1859 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Богоматерь с младенцем. 1860 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Богоматерь с младенцем. 1860 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Тяжёлые времена. 1860 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Тяжёлые времена. 1860 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Моление. 1860-е гг.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Моление. 1860-е гг.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Льюис Кэрролл. 1863 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Льюис Кэрролл. 1863 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Чистильщик обуви. 1863 г.
РЕЙЛАНДЕР, Оскар. Чистильщик обуви. 1863 г.

РЕЙЛАНДЕР, Оскар.

(Rejlander, Oscar., 1813-1875) английский художник и фотограф-пикториалист шведского происхождения, один из пионеров художественной фотографии. Родился в Швеции. Учился живописи в Швеции, а затем - в Италии. Получил некоторую известность как портретист и литограф, изготовлял на продажу копии картин старых мастеров. Около 1841 г. поселился в Англии. Здесь он занимался живописью, с 1848 г. регулярно представлял свои картины на выставке Королевской Академии художеств. Жил первоначально в Линкольне, с 1846 г. - в Вулверхэмптоне, а с 1862 - в Лондоне. Познакомился с фотографией в 1852 г. Внимательно изучал основы фотографии, пытался усовершенствовать процесс калотипии, экспериментировал с несколькими негативами и с освещением. С 1853 г. занимался фотографией профессионально. Снимал портреты, жанровые сцены. Первый опыт комбинированной печати, фотомонтажа - его "Групповой портрет из трёх негативов" (1855 г.). Он изобретатель очень необычного метода определения нужного света. Рейландер использовал для настройки освещения кошку. Он запускал её в студию и смотрел ей в глаза. Если зрачки были похожи на щелки, мастер выставлял короткую выдержку, если они были шире, чем обычно - удлинял время, а если же "кошачий объектив" был совсем широким, то просто закрывал студию и шёл гулять. Пытался придать фотографии статус искусства, делая снимки, имитирующие живопись. В 1855 г. Рейландер выставил свои фотографии на Всемирной выставке в Париже и был удостоен медали. В 1856 г. королева Виктория и принц Альберт, посетив Лондонское фотографическое общество, заказали ему отпечатки не менее восьми понравившихся им фотографий. Спустя короткое время он вступил в Королевское фотографическое общество. Принц Альберт до конца своей жизни покровительствовал Рейландеру, а его ближайшими друзьями стали Чарльз Дарвин и Льюис Кэрролл (который сам был фотографом). Наиболее известная работа Рейландера - сентиментальная аллегория "Два пути" (1857 г.) по мотивам "Истории распутника" У. Хогарта - была отпечатана с более чем 30 негативов. Он создал эту работу, выполненную в академической манере многофигурную фотокартину-аллегорию, за шесть недель. Она отличалась огромным для того времени форматом 76,2 на 40,6 см. Каждый из негативов стал одним из составных элементов общего отпечатка-позитива. Печать велась при дневном свете, а время экспозиции для каждого снимка при этом достигало двух часов. Сначала он печатал фигуры первого плана, затем - фигуры заднего, при этом вёл сложные расчёты для установления пропорций между ними. Для фигуры мудреца Рейландер снял самого себя, а в качестве других натурщиков нанял странствующую труппу актёров-исполнителей "живых картин". Выполнено было две версии фотографии. Сюжет: в центре роскошного интерьера - Философ, который привёл на пир двух молодых людей, выбирающих путь в жизни. По левую сторону от зрителя фигуры - олицетворения пороков, по правую - фигуры добродетелей. Каждый из юношей выбирает собственный путь. На переднем плане, чуть правее центра - обнажённая аллегория Раскаяния. "Подзаголовок" композиции: "Надежда - в покаянии". Настоящая, громкая и скандальная слава пришла к нему во время Манчестерской выставки изящных искусств в 1857 г. Рейландер впервые в истории Англии на фотографии "Два пути жизни" представил публике реалистичные фотографические изображения обнажённого тела. На выставке в Манчестере часть посетителей была возмущена "непристойностью" фотографий, но возражения вскоре утихли, после того, как стало известно, что сама королева Виктория купила "Два пути жизни" в подарок своему супругу принцу Альберту. Публика и отдельные искусствоведы продолжали критиковать "Два пути жизни" многие десятилетия. Испытав не только внимание публики, но и публичную критику, Рейландер потерял интерес к выставкам. Больше таких композиционно сложных фотографий он не делал. Отказавшись от фотомонтажей, Рейландер сосредоточился на жанровых фотографиях. Это были сюжеты из жизни средних классов и сюжеты из жизни городской, пролетарской бедноты. Постоянной темой творчества стали мальчишки лондонских улиц: беспризорники, оборванцы, нищие, шарманщики, продавцы газет и чистильщики обуви (серия "Уличные пострелы", 1859-1871 гг.). Он искал сюжеты в повседневной жизни на улице, а затем воспроизводил их в студии, которая располагалась в доме 129 на Молден-роуд. Его жанровые фотографии были крайне популярны. В 1862 г. он женился на одной из своих моделей (она позировала фотографу с 1853 г.), Мери Булл (она была на двадцать четыре года моложе мужа). Серия фотографий Рейландера, запечатлевшая мимику лица и жесты различных персонажей, была использована Чарльзом Дарвином в книге "Выражения эмоций человека и животных" (1872 г.). В конце жизни некогда доходный промысел - тиражирование на продажу репродукций популярных фотосюжетов - уже не приносил средств к существованию. Поэтому Рейландер вернулся к живописи. В 1871 г. его здоровье стало ухудшаться (предположительно из-за хронического нефрита, возможно, из-за диабета). Несмотря на очевидные профессиональные успехи, Рейландер умер в бедности (в Лондоне, Великобритания). Его идеи и методы были подхвачены и усовершенствованы другими фотографами и это, в какой-то степени, подтверждает его титул "отца художественной фотографии". Ещё Рейландер вошёл в современную историю как первый в мире человек, сделавший селфи. Снимок был сделан в 1850-е гг., он был продан в 2014 г. на аукционе в Великобритании за 113 тысяч долларов. Большую коллекцию работ Рейландера собрал Дом-музей Джорджа Истмена в США, но самая большая коллекция произведений хранится в Национальном музее медиаискусств в Брэдфорде. В 2011 г. в Москве Центр современной культуры "Гараж" провёл выставку одной работы - фотографии "Два пути жизни" Рейландера из этого музея. Также крупное собрание работ принадлежит Национальной портретной галерее в Лондоне. Ещё одно небольшое собрание фотографий мастера находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Отдельные фотографии и негативы хранятся в частных собраниях, таких крупных музеях, как Метрополитен в Нью-Йорке и Музей Орсе в Париже.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024