ОЛДЕНБУРГ, Клас.
МИЛЛЕС, Карл. (Milles, Carl., 1875-1955)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
СЕРГЕЛЬ, Юхан. (Sergel, Johan Tobias., 1740-1814)
ЦОРН, Андерс. (Zorn, Anders Leonard., 1860-1920)
|
ОЛДЕНБУРГ, Клас
ОЛДЕНБУРГ, Клас. Монументальный фонтан-скульптура "Ложка и вишня". Сад скульптур. Миннеаполис. США. 1988 г.
ОЛДЕНБУРГ, Клас.
(Oldenburg, Claes., 1929-) американский скульптор, классик поп-арта. Родился в Стокгольме, Швеция, в семье дипломата. С 1936 г. Олденбург жил в США (в 1953 г. получил американское гражданство). Вырос в Чикаго. Учился в Йельском университете (1946-1950 гг.), в Институте искусств в Чикаго (до 1954 г.). Жил, главным образом, в Нью-Йорке и Чикаго. Прославился своими ассамбляжами и отдельными объектами, воспроизводящими обыденные предметы, различные продукты питания, блюда и т. п. (гамбургеры, пирожные) в виде скульптур (в т. ч. "мягких скульптур" из особых синтетических материалов). В 1960-е гг. Олденбург много выступал с разными хэппенингами. Позднее он стал более привержен объектному искусству. Олденбург - автор инсталляций и скульптур, поражающих своим юмором и метафоричностью. Он придумал понятие "антимонумент" для обозначения памятников общества потребления. Отражая хрупкость существования и микрокосм повседневности, его работы показывают уникальную способность художника обращаться к универсальным ценностям человечества. Наиболее характерный прием Олденбурга - скульптурное изображение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в несоразмерно гигантском масштабе, а зачастую также причудливо окрашенного и неожиданно расположенного в пространстве. Изначально носившие провокационный характер, произведения Олденбурга сегодня прочитываются как игра, легко вписывающаяся в урбанистический пейзаж, - поэтому со временем работы Олденбурга активнее задействуются в качестве визуального решения городской среды. Гладкая, безличная виниловая поверхность гигантского вентилятора (1966-1967 гг.) - сознательная инверсия эстетики абстрактной живописи (hard-edge) 1960-x гг. Превращение твердого электрического прибора в гнущийся предмет, который, подобно мягким наручным часам С. Дали, вызывает не слишком туманные анатомические и сексуальные ассоциации, не лишено юмора. Монументальный фонтан-скульптура "Ложка и вишня" (1988 г.) является одним из главных украшений "Сада скульптур" в Миннеаполисе. Эта гигантская ложка, длиной 52 фута и весом ок. 7 тонн, помимо неоспоримых внешних достоинств, имеет функциональное назначение: является мостом. Многие скульптуры Олденбурга были созданы совместно с его женой, писательницей Кузи ван Брюгген. Работы: "Мягкая миниатюрная барабанная установка" (1969 г.), "Прищепка" (1976 г., Филадельфия), "Зонтик" (1979 г.), "Разбитая тарелка с дольками и шкурками" (1990 г., Майами), "Спички" (1992 г.), "Печать" (Кливленд), "Игла" (перед вокзалом в Милане), "Мягкий телефон-автомат", "Геометрический Микки Маус", "Мягкий воланчик", "Огрызок" и др. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|