ДЖАКОМЕТТИ, Альберто.
БЮВЕЛОТ, Абрэм Луис (Buvelot, Louis, 1814-1888)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ГИГЕР, Ганс. (Giger, Hans Rudolf., 1940-2014)
ДЖАКОМЕТТИ, Альберто. (Giacometti, Alberto., 1901-1966)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КАЛАМ, Александр. (Calame, Alexandre., 1810-1864)
КЛЕЕ, Пауль. (Klee, Paul., 1879-1940)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МЕРОН, Пьер де. (Meuron, Pierre de., 1950-)
ОППЕНГЕЙМ, Мерет. (Oppenheim, Meret., 1913-1985)
РОНДИНОНЕ, Уго. (Rondinone, Ugo., 1963-)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
ТИНГЕЛИ, Жан. (Tinguely, Jean., 1925-1991)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ФИШЛИ, Питер. (Fischli, Peter., 1952-)
ФРАНК, Роберт. (Frank, Robert., 1924-)
ФЮСЛИ, Иоганн. (Fussli, Iohann Heinrich., 1741-1825)
ХЕРЦОГ, Жак. (Herzog, Jacques., 1950-)
ХОДЛЕР, Фердинанд. (Hodler, Ferdinand Max., 1853-1918)
ХОУВ, Джон. (Howe, John., 1957-)
|
ДЖАКОМЕТТИ, Альберто
ДЖАКОМЕТТИ, Альберто. Человек, который указывает. 1947 г.
ДЖАКОМЕТТИ, Альберто.
(Giacometti, Alberto., 1901-1966) швейцарский скульптор-авангардист, живописец и график, один из крупнейших мастеров ХХ в. Родился в Боргоново, Стампа, Швейцария, в семье художника. В 1919-1920 гг. обучался живописи в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. В 1920-1921 гг. путешествовал по Италии. С 1922 г. жил и работал в Париже, где сблизился с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Пикассо, Х. Миро, М. Эрнстом и др. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже (1922-1925 гг.) у Э. Бурделя. В творчестве Джакометти характерными являются экспрессивные бронзовые фигуры с подчеркнуто удлиненными пропорциями и грубой фактурой поверхности. В 1920-1930-е гг. создал самобытный стиль в живописи и графике. В скульптуре доминирует мотив человеческой фигуры, чье трагическое одиночество подчеркнуто удлиненными пропорциями, истонченными до ощущения "призрачной" нематериальности. Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма ("Торс", 1925 г.; "Персонажи", 1926-1927 гг.), увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки ("Голова", 1925 г.; "Скорчившийся человечек", 1926 г.; "Женщина-ложка", 1926 г.). Первая персональная выставка состоялась в 1932 г. Джакометти занимался проблемой соотношения массы и пространства в скульптуре. Он создал несколько значительных произведений, которые назвал "скульптурами в клетке". В этих работах многочисленные части были заключены в каркасную раму или подобие клетки. Наиболее известные - "Дворец в четыре часа утра" (1923-1933 гг.) и "Висящий шар" (1930 г.). Скульптура соединяет элементы кубизма с архаической пластикой, сновидческой фантастикой, агрессией и эротизмом. Незадолго до начала немецкой оккупации Франции Джакометти покинул Париж и вернулся на родину (в Женеву). Именно там он создал свои знаменитые "исчезающие" скульптуры - удлиненные и вытянутые, словно вырастающие из одной точки фигуры с маленькими головами и массивными ступнями, подчеркивающими тонкость и хрупкость самих силуэтов. После Второй мировой войны (годы которой Джакометти прожил в Женеве), он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике ("Идущий человек", 1947 г.; "Портрет Аннеты", ок. 1950 г.; "Бюст Диего", 1954 г.). В скульптуре зрелого Джакометти занимали проблемы пластики человеческой фигуры, в живописи и рисунке - проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица. Джакометти часто обращается к миру воображаемого, работает по памяти. Пользуясь стилем и языком, которые ему навеяла работа с реальностью, он создает вещи все более фантастические, похожие на сон, ("Повозка", "Шатающийся человек", "Кошка" и "Собака"). Конкретными обстоятельствами, чувствами, видениями внушены и "Голова на стержне", и набор героев "Площади", "Поляны" и "Чащи". Части человеческих тел (виде отдельных скульптур, таких, как "Рука" или "Нога"), перекликаются с фантастическими работами сюрреалистской эпохи: источник у них общий. Скульптуры Джакометти живут, но и как бы движутся, летят или растут сами по себе. Кроме произведений изобразительного искусства, он оставил после себя многочисленные записи, в которых отразились его размышления и наблюдения. Умер в Кур, Швейцария. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|