| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

САУДЕК, Ян.


САУДЕК, Ян
САУДЕК, Ян
САУДЕК, Ян Танцовщица. 1997 г.
САУДЕК, Ян Танцовщица. 1997 г.

САУДЕК, Ян.

(Saudek, Jan., 1935-) известный чешский фотограф. Стал известен благодаря своим смелым и шокирующим работам, является визитной карточкой Чехии в мире фотографии. Родился в Праге, в еврейской семье. Брат-близнец - художник Карел Саудек. Во время Второй мировой войны почти вся его семья погибла в концлагере. В 1952-1983 гг. работал в типографиях. Саудек никогда специально не учился фотографии. В 1950 г. Саудек впервые взял в руки фотоаппарат "KODAK BABY Brownie". В 1959 г. у Саудека - первая настоящая фотокамера "Flexaret", 6x6 (подарок жены). Он начинает заниматься рисунком и живописью. Интерес к фотографии несомненен и в 1963 г. Саудек начинает заниматься фотографией серьезно. В 1969 г. он едет в США, где его поддерживает его куратор Хью Эдвардс. Выставлялся в США еще в 1970 г., и с той поры биеннале и выставки его работ проводились почти на всех континентах планеты. С 1970-х гг. он становится известным на Западе. По возвращению в Прагу Саудек вынужден работать подпольно. Это положительно сказывается на его творчестве, т.к. позволяет обратиться к запретным темам эротизма и политики. Ранние работы посвящены теме детства. В более поздних часто встречается тема превращения ребенка во взрослого. Религиозные мотивы, а также двойственность мужской и женской природы также занимают особое место в его творчестве. Несколько раз на архивы его негативов был наложен арест. Статус "культового" Саудеку обеспечивают эротические композиции, в которых фотограф показывает самые нетривиальные аспекты сексуальности. В 1972 г. он создает типичную композицию "Стена", которая стала впоследствии проекционным экраном для его сцен. В 1983 г. Саудек становится фотографом-фрилансером. В этом же году выходит первая книга с его работами на английском языке. В 1980-1990-х гг. основным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и нагими. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики Саудека далеки от классических идеалов, о платоническом любовании красотой нагого тела здесь не может быть и речи. Фотографии построены так, что предполагают не созерцание, а скорее подглядывание. Снимки окрашены в сепию или расцвечены неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под ретро, сюжеты нарочито постановочны и причудливы. Выглядят изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Близким первоисточником этих произведений кажутся не, скажем, Рубенс или Магритт, а старые порнографические открытки - пожелтевшие, расплывчатые, снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок. Фотограф дерзок, экстремален, смел. Шлейф скандала тянется за ним еще с социалистических времен. Обычная реакция на его произведения - шок. Одни считают их вообще святотатством, другие же благоговеют перед его творчеством. Произведения Саудека называют отталкивающими и отвратительными, но признают в них эстетичность чудовищного. Французский кинорежиссер Жером де Миссольц снимает фильм о фотографе - "Ян Саудек - Чешский фотограф" (1990 г.). Адольф Зика создает полнометражный документальный фильм о Саудеке под названием "В плену страстей, без надежды на спасение" (2007 г.) Выходит его крупнейшая монография, 14-я, публикуемая под названием "Саудек", сопровождаемая широкой ретроспективной выставкой в Праге (2005 г.). Автор самой большой групповой фотографии обнаженных натур в Чешской Республике (218 обнаженных людей из Чехии, а также из Словакии и Словении, 134 мужчины и 84 женщины различных профессий, собрались, чтобы позировать известному чешскому фотографу). Отдельные из фоторабот, снятые в ограниченном ободранными подвальными стенами пространстве становятся культовыми: "Давид, одиночество навсегда" (1969 г.), "Мари №1" (1974 г.), "120 км/ч" (1975 г.), "Неуловимая мечта" (1976 г.), "История служанки" (1977 г.), характерные "саудековские истории", такие как "Цель" (1984 г.), "Двенадцать лет из жизни Мирославы" (1973-1985 гг.), "Мальчики и девочки" (1997 г.), "Дамский оркестр" (2001 г.), "Святая Мишель" (2002 г.), "Бедный Йорик!" (2002 г.) и др. Фотографии: "Первые шаги" (1963 г.), "Приют" (1963 г.), "Самуэль" (1963 г.), "Дорога" (1964 г.), "Детство" (1966 г.), "Богиня судьбы спускается к реке с двумя невинными младенцами" (1970 г.), "Агнесса" (1973 г.), "Каролина" (1974 г.), "Новая заря" (1977 г.), "Бабочка которая никогда не летала" (1977 г.), "Zuzanka No. 1905" (1978 г.), "Зеленые чулки" (1978 г.), "Скажи мне зеркало" (1978 г.), "Eva No. 2" (1978 г.), "Ночное окно Сузанки" (1979 г.), "Первый поцелуй маленького брата" (1982 г.), "Штормовая погода" (1985 г.), "Плейер" (1985 г.), "Нью Йорк" (1985 г.), "Нож" (1987 г.), "Зеленые глаза Петры" (1991 г.), "О, эти прекрасные сестры Б.!" (1991 г.), "Черная овца и белая ворона" (1995 г.), "Богатство" (1999 г.), "Глубокая набожность Вероники" (1999 г.), "Последнее танго в Праге" (2000 г.), "Читатель Достоевского" (2000 г.), "Странная любовь" (2000 г.), "Урок скрипки" (2001 г.), "Ангел" (2001 г.), "В галерее изобразительного искусства" (2001 г.), "Путешествие" (2001 г.), "Директор и школьницы" (2001 г.), "Сутенер и проститутка" (2001 г.), "Женский оркестр" (2001 г.), "Свет" (2001 г.), "Кролик" (2003 г.), "Святой Христофор" (2003 г.) и др. Саудек провел собственные выставки в более чем 400 городах мира. Его фотографии находятся в самых значимых мировых коллекциях. Живет и работает в Праге. Саудек автор, который уже оставил значительный след в мировой фотографии. Многие фотографы подражают ему, пытаясь копировать его творчество, его стиль.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024