ФАЛЬКОНЕ, Этьен ФАЛЬКОНЕ, Этьен. Памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Бронза, пьедестал – гранит. 1768-1778 гг. Россия.
ФАЛЬКОНЕ, Этьен.
(Falconet, Etienne., 1716-1791) французский скульптор, был известен во Франции как мастер станковой, камерной и миниатюрной скульптуры. Автор одного из лучших монументов XVIII века - памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Фальконе родился в Париже в семье бедного столяра. В 1734-1744 гг. учился в Париже у скульптора Ж. Лемуана. В произведениях Фальконе 1750-х - нач. 1760-х гг. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. ("Пигмалион", мрамор, 1763 г.). В 1757-1766 гг. Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, создавал модели для статуэток ("Купальщица", бисквит, 1758 г.). Полные грации и изящества аллегорические фигурки с плавными и текущими формами, выполненные Фальконе, нравятся зрителям. Скульптор, получил известность. Выполнил две громадные скульптурные группы для капелл церкви Св. Роха в Париже. Известного скульптора рекомендует Дидро российской императрице Екатерине II для создания в России памятника Петру I. Пятидесятилетний мастер со своей ученицей М. Калло приезжает в Петербург. Талант Фальконе - монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-1778 гг.) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне пл. Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. Колло). Над своим единственным монументом Фальконе напряженно работал 12 лет. Мастер не создал более ничего значительного. Воплощая основное в характере Петра I и его эпохи, Фальконе подчеркивает в образе прежде всего героический пафос. Характерный жест руки полководца, отдающего приказ, поворот гордо посаженной головы, власть всадника над конем, вставшим на дыбы у обрыва скалы, волной взмывающей вверх, отображают уверенность и величие. Единственный аллегорический элемент - змея, попираемая копытами, символизирует поверженное зло. Змея в конструктивном отношении являлась третьей точкой опоры монумента. Памятник Петру I - лучшее произведение Фальконе. В памятнике (за которым закрепилось название "Медный всадник") нашли воплощение идеи могучего подъёма страны, драматические сложности переломного момента в русской истории, подчёркнутые тонко продуманным многообразием аспектов восприятия, сочетанием стремительности порыва с торжественным величием. Более двух столетий "Медному всаднику", он неотделим от жизни нескольких поколений, свидетель многих событий истории России. Он видел и восстание декабристов и блокаду города в годы Великой Отечественной войны, когда памятник был бережно укрыт и спасен. Не дождавшись открытия памятника (1782 г.), Фальконе в 1778 г. уехал в Голландию, а в 1780 г. вернулся во Францию. значительное место в его наследии занимают теоретические сочинения, тесно связанные с эстетикой французского Просвещения. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Фальконе умер в Париже.