СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида. Жатва. 1915 г.
СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида.
(Serebryakova, Sinaida., 1884-1967) русский живописец, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Дочь известного русского скульптора Е. А. Лансере. Родилась Серебрякова в с. Нескучное, под Харьковом. В 1900 г. Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. Тенишевой. Была ученицей И. Репина (с 1901г.) и художника-портретиста Браза (1903–1905 гг.). В 1902–1903 гг. Серебрякова путешествует в Италию. В 1905–1906 занимается в Academie de La Grande Chaumiere в Париже. В 1905 г. Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. Член объединения "Мир искусства". Гражданская война, личная трагедия (смерть мужа, остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию) заставили Серебрякову покинуть Россию и отправиться в поисках пристанища на родину предков – во Францию. С 1924 г. жила в Париже. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 гг. едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Судьба сложилась так, что она провела во Франции большую половину своей жизни. Долгие годы вначале не было мастерской, заработки были мизерными на фоне растущих цен. Замыслы художницы не могли осуществиться за отсутствием средств на их воплощение. В Париже художница живёт замкнуто, встречается только с русскими, у А. Бенуа либо на выставках. Испытала влияние итальянских мастеров XVI-XVII вв. В своих работах (портреты, ню, композиции, посвященные жизни русской деревни) Серебрякова стремилась к созданию идеально прекрасных, гармоничных женских образов. Её манере присущи тяготение к монументально-декоративным решениям, уравновешенность композиций, осязаемо-чувственная лепка объёмов, точность рисунка, лаконичный характер письма ("В бане", 1913 г.; "Жатва", 1915 г.; "Беление холста", 1917 г., "Коллиур. Катя на террасе", 1930 г.). После отъезда художницы в Париж немногочисленные поклонники и коллекционеры, разумеется, помнили о создательнице полотен "За туалетом", "Бани" и др., прекрасных женских портретов. Тем не менее произведения Серебряковой несколько десятилетий, вплоть до персональной выставки 1965 г. на родине, были лишь в частных коллекциях, и её имя не было широко известно. Юбилейные выставки 1965 г. в Москве, Ленинграде, Киеве, усилия детей художницы и исследования ленинградского искусствоведа В. Князевой открыли перед российской и украинской публикой подлинную картину жизни и свершений художницы. 80-летняя художница осуществила давнюю мечту – приехала из Парижа в Москву, где открывалась её первая на территории СССР персональная выставка. Имя художницы зазвучало в полную силу зазвучало и на родине. Умерла в Париже. В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) была возвращены в Россию.