| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

КУРБЕ, Гюстав.


АННЕНКОВ, Юрий. (Annenkov, Yury., 1889-1974)
АРИХА, Авигдор. (Arikha, Avigdor., 1929-)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
АТЖЕ, Эжен. (Atget, Jean Eugene., 1856-1927)
БАКСТ, Лев. (Bakst, Lev., 1866-1924)
БАЛЬТЮС. (Balthus; Klossowski, Balthasar., 1908-2001)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕНУА, Александр. (Benua, Alexander., 1870-1960)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОНЕР, Роза. (Bonheur, Marie-Rosalie. , 1822-1899)
БОННАР, Пьер. (Bonnard, Pierre., 1867-1947)
БРАК, Жорж. (Braque, Georges., 1882-1963)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
БРЫНКУШИ, Константин. (Brancusi, Constantin., 1876-1957)
БУГРО, Адольф-Вильям. (Bouguereau, Adolphe-William., 1825-1905)
БУЛЬ, Андре. (Boulle, Andre Charles., 1642-1732)
БУРДЕЛЬ, Эмиль. (Bourdelle, Emile Antoine., 1861-1929)
БУШАРДОН, Эдм. (Bouchardon, Edme., 1698-1762)
БУШЕ, Франсуа. (Boucher, Francois., 1703-1770)
ВАЗАРЕЛИ, Виктор. (Vasarely, Victor., 1906-1997)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАТТО, Антуан. (Watteau, Antoine., 1684-1721)
ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, Элизабет. (Vigee-Lebrun, Elizabeth., 1755-1842)
ВЮЙАР, Жан Эдуар. (Vuillard, Jean-Edouard., 1868-1940)
ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ГОГЕН, Поль. (Gauguin, Paul., 1848-1903)
ГОДЬЕ-БЖЕСКА, Анри. (Gaudier-Brzeska, Henri., 1891-1915)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ГОНЧАРОВА, Наталия. (Goncharova, Natalia., 1881-1962)
ГРЁЗ, Жан. (Greuze, Jean Baptist., 1725-1805)
ГРИС, Хуан. (Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927)
ГРО, Антуан. (Gros, Antoine-Jean., 1771-1835)
ГУБАРЕВ, Валентин. (Gubarev, Valentin., 1948-)
ГУДОН, Жан. (Houdon, Jean-Antoine., 1741-1828)
ДАВИД, Жак Луи. (David, Jacques-Louis., 1748-1825)
ДАГЕР, Луи. (Daguerre, Louis Jacques Mande., 1787-1851)
ДЕГА, Эдгар. (Degas, Edgar., 1834-1917)
ДЕГГАТИ, Реза. (Deghati, Reza., 1952-)
ДЕЛАКРУА, Эжен. (Delacroix, Eugene., 1798-1863)
ДЕЛОНЕ, Робер. (Delaunay, Robert., 1885-1941)
ДЕЛОНЕ, Соня. (Delaunay, Sonia., 1885-1979)
ДЕРЕН, Андре. (Derain, Andre., 1880-1954)
ДОМЬЕ, Оноре. (Daumier, Honore., 1808-1879)
ДОРЕ, Гюстав. (Dore, Paul Gustave., 1832-1883)
ДЮБЮФФЕ, Жан. (Dubuffet, Jean., 1901-1985)
ДЮШАН, Марсель. (Duchamp, Marcel., 1887-1968)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖЕРИКО, Теодор. (Gericault, Thodore., 1791-1824)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-2021)
КАЛЛО, Жак. (Callot, Jacques., 1592-1635)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КАРТЬЕ-БРЕССОН, Анри. (Cartier-Bresson, Henri., 1908-2004)
КЛЯЙН, Ив. (Klein, Yves., 1928-1962)
КОМБА, Роберт. (Combas, Robert., 1957-)
КОРО, Камиль. (Corot, Camille., 1796-1875)
КОРОВИН, Константин. (Korovin, Konstantin., 1861-1939)
КУАЗЕВОКС, Антуан. (Coysevox, Antoine., 1640-1720)
КУРБЕ, Гюстав. (Courbet, Gustave., 1819-1877)
ЛАНДОВСКИ, Поль. (Landowski, Paul Maximilien., 1875-1961)
ЛАРТИГ, Жак. (Lartigue, Jacques Henri., 1894-1986)
ЛАТУР, Жорж де. (La Tour, Georges de., 1593-1652)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕЖЕ, Фернан. (Leger, Fernand., 1881-1955)
ЛОРРЕН, Клод. (Lorrain, Claude., 1600-1682)
ЛУИС, Пьер. (Louys, Pierre Eugene., 1894-1976)
МАЙОЛЬ, Аристид. (Maillol, Aristide., 1861-1944)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
МАНЕ, Эдуар. (Manet, Edouard., 1832-1883)
МАРКЕ, Альбер. (Marquet, Albert., 1875-1947)
МАТИСС, Анри. (Matisse, Henri., 1869-1954)
МИЛЛЕ, Жан Франсуа. (Millet, Jean Francois., 1814-1875)
МОНЕ, Клод. (Monet, Oscar-Claude., 1840-1926)
МОРДИЛЛО, Гильермо. (Mordillo, Guillermo., 1932-2019)
НАДАР, Феликс. (Nadar, Gaspard-Felix., 1820-1910)
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
НЬЕПС, Нисефор. (Niepce, Joseph Nicephore., 1765-1833)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ПИКАБИА, Франсис. (Picabia, Francisco., 1879-1953)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
ПИЛОН, Жермен. (Pilon, Germain., 1525-1590)
ПИССАРРО, Камиль. (Pissarro, Camille., 1830-1903)
ПРЮДОН, Пьер. (Prud`hon, Pierre Paul., 1758-1823)
ПУССЕН, Никола. (Poussin, Nicolas., 1594-1665)
РАНСИНАН, Жерар. (Rancinan, Gerard., 1953-)
РЕДОН, Одилон. (Redon, Odilon., 1840-1916)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РЕНУАР, Oгюст. (Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919)
РОДЕН, Огюст. (Rodin, Ogin., 1840-1917)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
РУО, Жорж. (Rouault, George., 1871-1958)
РУССО, Анри. (Rousseau, Henri., 1844-1910)
РУССО, Теодор. (Rousseau, Theodore., 1812-1867)
РЮД, Франсуа. (Rude, Francois., 1784-1855)
САЛЬГАДО, Себастио. (Salgado, Sebastiao., 1944-)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
СЕЗАНН, Поль. (Cezanne, Paul., 1839-1906)
СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида. (Serebryakova, Sinaida., 1884-1967)
СЁРА, Жорж. (Seurat, Georges., 1859-1891)
СИНЬЯК, Поль. (Signac, Paul., 1863-1935)
СИСЛЕЙ, Альфред. (Sisley, Alfred., 1839-1899)
СТАЛЬ, Никола де. (Stael, Nicolas de., 1914-1955)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Анри. (Toulouse-Lautrec, Henri., 1864-1901)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ФРАГОНАР, Жан. (Fragonard, Jean-Honore., 1732-1806)
ФУКЕ, Жан. (Fouquet, Jean., 1420-1481)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ХОРВАТ, Франк. (Horvat, Frank., 1928-2020)
ЦАДКИН, Осип. (Zadkine, Ossip., 1890-1967)
ЦЗАО ВУ КИ. (Zao Wou-Ki., 1921-)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРДЕН, Жан Батист Симеон. (Chardin, Jean-Baptiste-Simeon., 1699-1779)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ШУЛЬТЦЕ, Иван. (Choultse, Ivan., 1874-1939)
ШУМОВ, Пётр. (Shumov, Petr., 1872-1936)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
ЭНГР, Жан. (Ingres, Jean., 1780-1867)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ЭФФЕЛЬ, Жан. (Effel, Jean., 1908-1982)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
КУРБЕ, Гюстав
КУРБЕ, Гюстав
КУРБЕ, Гюстав. Встреча. 1854 г.
КУРБЕ, Гюстав. Встреча. 1854 г.
КУРБЕ, Гюстав. Автопортрет с трубкой. 1848-1849 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Автопортрет с трубкой. 1848-1849 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Похороны в Орнане. 1849-1850 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Похороны в Орнане. 1849-1850 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Уснувшая пряха. 1853 г.
КУРБЕ, Гюстав. Уснувшая пряха. 1853 г.
КУРБЕ, Гюстав. Мастерская художника. 1855 г.
КУРБЕ, Гюстав. Мастерская художника. 1855 г.
КУРБЕ, Гюстав. Спящие. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Спящие. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Происхождение мира. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Происхождение мира. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Море у берегов Нормандии. 1867 г.
КУРБЕ, Гюстав. Море у берегов Нормандии. 1867 г.

КУРБЕ, Гюстав.

(Courbet, Gustave., 1819-1877) известный французский живописец, основоположник французского реализма. Родился в д. Орнан, Франш-Конте, Франция. Сын богатого фермера. С 1837 г. посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 г. в Париже, писал с натуры в частных ателье. Курбе изучал живопись в Лувре, делал копии знаменитых картин. Испытал влияние испанской и голландской живописи XVII в. Совершил поездки по Голландии (1847 г.) и Бельгии (1851 г.). Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пейзажист, жанрист и портретист. В 1844 г. первая картина Курбе, "Автопортрет с чёрной собакой" (1842 г.), была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; "Влюблённые в деревне", 1844 г.), он полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, "позитивное" (выражение Курбе), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен ("Послеобеденный отдых в Орнане", 1849 г.; "Похороны в Орнане", 1849 г.; "Деревенские барышни", 1851 г.). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает художника искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные ("Дробильщики камня", 1849 г., картина погибла; "Веяльщицы", 1854 г.). В 1848 г. семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. С подчёркнутой правдивостью изображает живописец женщин из народа в картине "Купалыцицы" (1853 г.), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, Курбе придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине "Возвращение кюре с приходской конференции" (уничтожена) и в серии антиклерикальных рисунков (1863 г.). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной Курбе художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях "Встреча" ("Здравствуйте, господин Курбе!", 1854 г.), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, "Мастерская художника" (1855 г.) - аллегорической композиции, в которой Курбе представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях. В 1855 г. Курбе, раздражённый недоброжелательной критикой, опубликовал свой знаменитый "Манифест реализма". В том же году в Париже состоялась вторая Всемирная выставка. Её особенностью стал обширный раздел изобразительного искусства. "Большое жюри" выставки приняло одиннадцать картин живописца, но отвергло два самых значительных произведения: "Похороны в Орнане" и "Мастерская художника". Курбе не мог подчиниться такому решению. Он обратился к музеям и частным лицам, владельцам своих произведений, с просьбой прислать их на временную выставку, которую он устроил в специально построенном здании под названием "Павильон реализма", где показал около сорока картин. Курбе не случайно выбрал слово реализм, брошенное ему критиками в качестве насмешки, и сам провозгласил себя реалистом. Выставку он сопроводил каталогом с текстом манифеста. В тексте художник декларировал право на свободу творчества и право самостоятельно показывать свои произведения публике. Выставка не имела успеха, зрители недоумевали, смеялись и возмущались "грубым искусством". Но картины оценили Э. Делакруа и Ш. Бодлер. Последний утверждал, что вызов Курбе "произвёл впечатление взрыва". Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, Курбе постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 - нач. 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для его пейзажей, в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины ("Зимний пейзаж", 1867 г.; "Хижина в горах", 1874 г.), и для натюрмортов ("Фрукты", 1871 г.). В поздних фигурных композициях Курбе (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности ("Травля оленя", 1867 г.; "Источник", 1868 г.). Художник создал серию полотен, считающихся эротическими. К этим произведениям относят работы "Купальщицы" (1858 г.), "Лежащая обнаженная" (1862 г.), "Женщина в белых чулках" (1861 г.), "Обнаженная с цветущей веткой" (1863 г.), "Спящие" (1866 г.) и самую шокирующую - "Происхождение мира" (1866 г.), впервые выставленную публично лишь в 1988 г. и в настоящее время экспонирующуюся в Музее Орсе за пуленепробиваемым стеклом под постоянной охраной. В 1871 г. Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны (как памятника варварству и символа милитаризма). После падения Коммуны отсидел по приговору суда полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Имущество художника было распродано. Это заставило его в 1873 г. эмигрировать в Швейцарию, отказавшись возвращаться во Францию, пока не будет объявлена всеобщая амнистия. Умер Курбе, в возрасте 58 лет (от цирроза печени), в Тур-де-Пейльц, Швейцария. Курбе - один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX в., ключевая фигура французского реализма. Работы находятся в собраниях: Лувр, Париж; Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Галерея Танхаузер, Нью-Йорк; Лондонская Национальная галерея; Музей изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва; Музей Фабра, Монпелье; Музей изящных искусств, Лион; Музей изящных искусств, Безансон; Публичное художественное собрание, Базель; Музей изящных искусств, Лилль; Художественная галерея Йельского университета и др. Картины художника высоко ценятся. Работа Курбе "Лежащая обнаженная" (1862 г.) в 2015 г. на аукционе Christie`s была продана за $15,285 млн. Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024