ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
|
ШЕЛЛЬ, Жан
Жан де Шелль с соавт. Собор Парижской Богоматери. Западный фасад. Париж. 1163-1345 гг.
Жан де Шелль с соавт. Собор Парижской Богоматери. Северная сторона. Париж. 1163-1345 гг.
Жан де Шелль с соавт. Собор Парижской Богоматери. Интерьер. Париж. 1163-1345 гг.
ШЕЛЛЬ, Жан.
(Chelles, Jean de., 1200-1265) французский мастер-каменщик, скульптор и зодчий середины XIII в., руководил частичным возведением собора Нотр-Дам де Пари. Родился в г. Шелль, деп. Сена и Марна, Франция. Собор Парижской Богоматери - католический храм Франции. Он относится к одной из главных достопримечательностей Парижа. Собор Парижской Богоматери на карте географически находится на востоке о. Сите, в 4-ом округе, на территории 1-й христианской церкви Франции. Строительство началось при Людовике VII Французском, длилось в 1163-1345 гг. В высоту собор достигает 35 м, колокольни находятся на высоте 69 м, длина собора - 130 м, ширина - 48 м. Шпиль собора был сделан из дуба и покрыт свинцом, его высота 96 м. В архитектурном строении собора наблюдается два стилистических направления. В первом, можно заметить долю романского стиля с характерным для него жестким и плотным сочетанием деталей, а во втором - отметить необычные достижения в готической архитектуре, которые обеспечивают строению простоту и производят ощущение легкости вертикальной конструкции. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. В основании шпиля расположены 4 группы бронзовых статуй апостолов (работа скульптора Ж. Дешоме). Перед каждой группой апостолов находится животное, символ евангелиста: лев - символ апостола Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245 г. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В конце XVII в., собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII в., статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в "Храм Разума", а позднее он использовался как винный склад. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 г., при Наполеоне. Витражи, в основном, созданы в середине XIX в. Но главный витраж (роза) - частично подлинный, он сохранился от средних веков. В диаметре этот витраж составляет 9,6 м. В центре витража изображён образ Богоматери, а вокруг - изображение сезонных сельских работ, знаки зодиака, добродетели и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора по 13 м в диаметре и считаются самыми большими в Европе. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). В 1841 г. началась его реставрация - через 10 лет после публикации романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". Шелль был одним из архитекторов собора Парижской Богоматери в Париже. Начиная с 1257 г., он возводил боковые фасады, примыкающие к нефу собора, а также его северные и южные врата. Ему приписывают также портал монастыря и его окно-розу, а также портал Сент-Этьен. В 1265 г. его сменил зодчий Пьер де Монтрёй (1200-1267). На южной части трансепта или, другими словами, южном боковом фасаде, снаружи, есть табличка с годом 1257 и именем архитектора Шелль (Johanne Magistro). Умер Шелль в Париже. В парке г. Шелль установлен памятник зодчему. 15 апреля 2019 г. на Страстной неделе в соборе Нотр-Дам де Пари произошёл сильный пожар, повлёкший утрату шпиля и оригинальной кровли XII в. и нескольких витражей. Каркас здания удалось спасти. Ведутся восстановительные работы. |