АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БОНЕР, Роза. (Bonheur, Marie-Rosalie. , 1822-1899)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
БРЫНКУШИ, Константин. (Brancusi, Constantin., 1876-1957)
БУЛЬ, Андре. (Boulle, Andre Charles., 1642-1732)
БУРДЕЛЬ, Эмиль. (Bourdelle, Emile Antoine., 1861-1929)
БУШАРДОН, Эдм. (Bouchardon, Edme., 1698-1762)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ГОГЕН, Поль. (Gauguin, Paul., 1848-1903)
ГОДЬЕ-БЖЕСКА, Анри. (Gaudier-Brzeska, Henri., 1891-1915)
ГРИС, Хуан. (Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927)
ГУДОН, Жан. (Houdon, Jean-Antoine., 1741-1828)
ДЕГА, Эдгар. (Degas, Edgar., 1834-1917)
ДЕРЕН, Андре. (Derain, Andre., 1880-1954)
ДОМЬЕ, Оноре. (Daumier, Honore., 1808-1879)
ДОРЕ, Гюстав. (Dore, Paul Gustave., 1832-1883)
ДЮБЮФФЕ, Жан. (Dubuffet, Jean., 1901-1985)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖЕРИКО, Теодор. (Gericault, Thodore., 1791-1824)
КОМБА, Роберт. (Combas, Robert., 1957-)
КУАЗЕВОКС, Антуан. (Coysevox, Antoine., 1640-1720)
ЛАНДОВСКИ, Поль. (Landowski, Paul Maximilien., 1875-1961)
МАЙОЛЬ, Аристид. (Maillol, Aristide., 1861-1944)
МАТИСС, Анри. (Matisse, Henri., 1869-1954)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
ПИЛОН, Жермен. (Pilon, Germain., 1525-1590)
РЕНУАР, Oгюст. (Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919)
РОДЕН, Огюст. (Rodin, Ogin., 1840-1917)
РЮД, Франсуа. (Rude, Francois., 1784-1855)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ЦАДКИН, Осип. (Zadkine, Ossip., 1890-1967)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
|
РЕНУАР, Oгюст
РЕНУАР, Oгюст. Девушка с веером. 1881 г.
РЕНУАР, Oгюст. Ложа. 1874 г.
РЕНУАР, Oгюст. Портрет Жанны Самари. 1877 г.
РЕНУАР, Oгюст. Завтрак гребцов. 1880-1881 гг.
РЕНУАР, Oгюст. На берегу моря. 1883 г.
РЕНУАР, Oгюст. Большие купальщицы. 1887 г.
РЕНУАР, Oгюст.
(Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919) французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 гг. Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств (в мастерской Ш. Глейра), где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму - К. Моне, Ф. Базилем и А. Сислеем. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонара. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. Проходит службу в армии во время франко-прусской войны (1871 г.). В ранних работах Ренуара сказывается влияние Г. Курбе и произведений Э. Мане ("Харчевня матушки Антони", 1866 г.). На рубеже 1860-1870 гг. Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду. Ренуар вместе с Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый "Лягушатник" ("Лягушатник", 1868-1869 гг.; "Купание на Сене", 1869 г.). Его палитра светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами. Для картин 1870 гг. характерен интерес Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины. Полотна Ренуара созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов ("Ложа", 1874 г.; "Конец завтрака", 1879 г.; "Первый вечер в опере", 1880 г.). Атмосферой покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художника "Завтрак гребцов" (1881 г.), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876 г.). Особое место в его творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи ("После обеда", 1879 г.; "Зонтики", 1876 г. и др.). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876 г.). Замечательный колорист, он часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов ("Девушки в черном", 1883 г.). Портреты Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего ("Портрет К. Моне", 1872 г.; "Портрет К. Моне за чтением", 1872 г.; "Читающая женщина", 1875 г.; "В мастерской на улице Сен Жорж", 1876 г.). Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов Ренуара ("Девочка с лейкой"; "Портрет мадам Анрио", 1876 г.; "Обнаженная", 1876 г.; "На террасе", 1881 г.; "Молодая женщина", 1900 г.). Погрудный портрет актрисы Самари (1877 г.) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины. В определенной степени переходной можно назвать его картину "Девушка с веером" (ок. 1881 г.), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого "энгровского" периода творчества Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами. В самом начале 1880 гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 г. вместе со своей молодой женой А. Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров. Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма ("Большие купальщицы", 1884-1887 гг.). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты ("Купальщицы", 1895 г.) Ренуара. Скульптурные работы Ренуара близки к произведениям А. Майоля. В 1890 г. женится на А. Шариго, от которой у него уже есть сын. Впоследствии у них родятся еще два сына. В 1897 г. Ренуар ломает руку при падении с велосипеда, что становится причиной ревматизма, от которого художник страдал все последние годы жизни. Ренуар, переезжает на юг Франции в свою виллу "Колетт" в городке Кань-сюр-мер, близ Ниццы (1903 г.). с 1912 г. был прикован к инвалидной коляске. Художник скончался в возрасте 78 лет в Кань-сюр-Мер. Тематика его работ Ренуара различна: прелестные портреты детей и женщин, натюрморты с цветами, пейзажи. Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства ХХ в. |