ГРЁЗ, Жан ГРЁЗ, Жан. Паралитик, или Плоды хорошего воспитания. 1763 г.
ГРЁЗ, Жан.
(Greuze, Jean Baptist., 1725-1805) французский живописец-жанрист. Родился в Турню, в Бургундии. Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже; вскоре он привлек внимание публики картиной "Отец, объясняющий Библию своему семейству". В 1755-1756 гг. Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. По возвращении в Париж он начал писать жанровые сцены, которые принесли ему первый успех. После неудачной попытки стать членом Академии Грёз никогда не выставлял свои картины, однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х гг., когда его затмил классицизм Ж. Давида. Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во 2-й пол. XVIII в. Он писал сцены из повседневной жизни – жанр, который принес успех Ж. Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Красота формы подчинена дидактической цели. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности, идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Среди наиболее характерных картин Грёза – "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания" (1763 г.) и "Разбитый кувшин". Из многочисленных его произведений следует упомянуть: "Отеческое благословение", "Проклятие", "Сельская невеста", "Счастливая мать", "Девочка с собакой", "Девушка, оплакивающая смерть своей птички", "Разбитый кувшин", "Отцовское проклятие", "Наказанный сын", "Голова девочки", "Портрет молодого человека", "Голова молодой девушки", "Портрет мальчика" и др. Во время французской революции Грёз жил уединенно и не вмешивался в политику. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками. Картины Грёза были гравированы лучшими мастерами, среди которых Леба, Флипар и Массар-отец. В 1868 г. на родине Грёза в Тюрню ему воздвигнут памятник.