(Watteau, Antoine., 1684-1721) французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Родился во фламандском провинциальном городке Валансьене в семье небогатого кровельщика и плотника. Ок. 1702 г. художник приехал в Париж, работал как копиист. Учился у К. Жилло (1703-1708 гг.) и К. Одрана (1708-1709 гг.). Испытал влияние П. Рубенса. В 1717 г. Ватто стал академиком. Имя Ватто в основном ассоциируется с типом картины, который он изобрел, - "галантное празднество", где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Ватто обращался к изображению современной ему жизни ("Бивуак"; "Савояр с сурком"), в которое вносил интимность и лирическую взволнованность, передавал мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью. В театральных сценах и "галантных празднествах" Ватто за галантной игрой персонажей, под актерскими масками кроется бесконечное многообразие оттенков чувств. Эмоциональное богатство воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков ("Праздник любви", "Общество в парке"; "Радости жизни"; "Паломничество на остров Киферу", 1717 г.). Глубокие размышления Ватто о сущности подлинно высокого искусства, его ироничное противопоставление искусству ложнозначительному, парадно-официальному отразились в "Вывеске лавки Э. Ф. Жерсена" (1720 г.). Ватто писал пейзажи ("Пейзаж с водопадом"), портреты ("Жиль", "Мецетен"), мифологические композиции ("Суд Париса"), религиозные композиции ("Святое семейство"), обнаженную натуру ("За туалетом"). В рисунках Ватто запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие эмоции; легкие штрихи и линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды. В 1719 г. Ватто уезжает в Англию. Сырой климат английской столицы подорвал здоровье художника. Ватто скончался в г. Ножан-сюр-Марн в возрасте 36 лет от чахотки. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой рококо как стилевого направления, а его поэтические открытия были продолжены живописцами реалистического направления сер. XVIII в.