КУРБЕ, Гюстав.
АННЕНКОВ, Юрий. (Annenkov, Yury., 1889-1974)
АРИХА, Авигдор. (Arikha, Avigdor., 1929-)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАКСТ, Лев. (Bakst, Lev., 1866-1924)
БАЛЬТЮС. (Balthus; Klossowski, Balthasar., 1908-2001)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕНУА, Александр. (Benua, Alexander., 1870-1960)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОНЕР, Роза. (Bonheur, Marie-Rosalie. , 1822-1899)
БОННАР, Пьер. (Bonnard, Pierre., 1867-1947)
БРАК, Жорж. (Braque, Georges., 1882-1963)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
БУГРО, Адольф-Вильям. (Bouguereau, Adolphe-William., 1825-1905)
БУРДЕЛЬ, Эмиль. (Bourdelle, Emile Antoine., 1861-1929)
БУШЕ, Франсуа. (Boucher, Francois., 1703-1770)
ВАЗАРЕЛИ, Виктор. (Vasarely, Victor., 1906-1997)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАТТО, Антуан. (Watteau, Antoine., 1684-1721)
ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, Элизабет. (Vigee-Lebrun, Elizabeth., 1755-1842)
ВЮЙАР, Жан Эдуар. (Vuillard, Jean-Edouard., 1868-1940)
ГОГЕН, Поль. (Gauguin, Paul., 1848-1903)
ГОНЧАРОВА, Наталия. (Goncharova, Natalia., 1881-1962)
ГРЁЗ, Жан. (Greuze, Jean Baptist., 1725-1805)
ГРИС, Хуан. (Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927)
ГРО, Антуан. (Gros, Antoine-Jean., 1771-1835)
ГУБАРЕВ, Валентин. (Gubarev, Valentin., 1948-)
ДАВИД, Жак Луи. (David, Jacques-Louis., 1748-1825)
ДАГЕР, Луи. (Daguerre, Louis Jacques Mande., 1787-1851)
ДЕГА, Эдгар. (Degas, Edgar., 1834-1917)
ДЕЛАКРУА, Эжен. (Delacroix, Eugene., 1798-1863)
ДЕЛОНЕ, Робер. (Delaunay, Robert., 1885-1941)
ДЕЛОНЕ, Соня. (Delaunay, Sonia., 1885-1979)
ДЕРЕН, Андре. (Derain, Andre., 1880-1954)
ДОМЬЕ, Оноре. (Daumier, Honore., 1808-1879)
ДОРЕ, Гюстав. (Dore, Paul Gustave., 1832-1883)
ДЮБЮФФЕ, Жан. (Dubuffet, Jean., 1901-1985)
ДЮШАН, Марсель. (Duchamp, Marcel., 1887-1968)
ЖЕРИКО, Теодор. (Gericault, Thodore., 1791-1824)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-2021)
КАЛЛО, Жак. (Callot, Jacques., 1592-1635)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КЛЯЙН, Ив. (Klein, Yves., 1928-1962)
КОМБА, Роберт. (Combas, Robert., 1957-)
КОРО, Камиль. (Corot, Camille., 1796-1875)
КОРОВИН, Константин. (Korovin, Konstantin., 1861-1939)
КУРБЕ, Гюстав. (Courbet, Gustave., 1819-1877)
ЛАРТИГ, Жак. (Lartigue, Jacques Henri., 1894-1986)
ЛАТУР, Жорж де. (La Tour, Georges de., 1593-1652)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕЖЕ, Фернан. (Leger, Fernand., 1881-1955)
ЛОРРЕН, Клод. (Lorrain, Claude., 1600-1682)
ЛУИС, Пьер. (Louys, Pierre Eugene., 1894-1976)
МАЙОЛЬ, Аристид. (Maillol, Aristide., 1861-1944)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
МАНЕ, Эдуар. (Manet, Edouard., 1832-1883)
МАРКЕ, Альбер. (Marquet, Albert., 1875-1947)
МАТИСС, Анри. (Matisse, Henri., 1869-1954)
МИЛЛЕ, Жан Франсуа. (Millet, Jean Francois., 1814-1875)
МОНЕ, Клод. (Monet, Oscar-Claude., 1840-1926)
МОРДИЛЛО, Гильермо. (Mordillo, Guillermo., 1932-2019)
НАДАР, Феликс. (Nadar, Gaspard-Felix., 1820-1910)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ПИКАБИА, Франсис. (Picabia, Francisco., 1879-1953)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
ПИССАРРО, Камиль. (Pissarro, Camille., 1830-1903)
ПРЮДОН, Пьер. (Prud`hon, Pierre Paul., 1758-1823)
ПУССЕН, Никола. (Poussin, Nicolas., 1594-1665)
РЕДОН, Одилон. (Redon, Odilon., 1840-1916)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РЕНУАР, Oгюст. (Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919)
РОДЕН, Огюст. (Rodin, Ogin., 1840-1917)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
РУО, Жорж. (Rouault, George., 1871-1958)
РУССО, Анри. (Rousseau, Henri., 1844-1910)
РУССО, Теодор. (Rousseau, Theodore., 1812-1867)
СЕЗАНН, Поль. (Cezanne, Paul., 1839-1906)
СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида. (Serebryakova, Sinaida., 1884-1967)
СЁРА, Жорж. (Seurat, Georges., 1859-1891)
СИНЬЯК, Поль. (Signac, Paul., 1863-1935)
СИСЛЕЙ, Альфред. (Sisley, Alfred., 1839-1899)
СТАЛЬ, Никола де. (Stael, Nicolas de., 1914-1955)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Анри. (Toulouse-Lautrec, Henri., 1864-1901)
ФРАГОНАР, Жан. (Fragonard, Jean-Honore., 1732-1806)
ФУКЕ, Жан. (Fouquet, Jean., 1420-1481)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ЦАДКИН, Осип. (Zadkine, Ossip., 1890-1967)
ЦЗАО ВУ КИ. (Zao Wou-Ki., 1921-)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРДЕН, Жан Батист Симеон. (Chardin, Jean-Baptiste-Simeon., 1699-1779)
ШУЛЬТЦЕ, Иван. (Choultse, Ivan., 1874-1939)
ЭНГР, Жан. (Ingres, Jean., 1780-1867)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ЭФФЕЛЬ, Жан. (Effel, Jean., 1908-1982)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
|
КУРБЕ, Гюстав
КУРБЕ, Гюстав. Встреча. 1854 г.
КУРБЕ, Гюстав. Автопортрет с трубкой. 1848-1849 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Похороны в Орнане. 1849-1850 гг.
КУРБЕ, Гюстав. Уснувшая пряха. 1853 г.
КУРБЕ, Гюстав. Мастерская художника. 1855 г.
КУРБЕ, Гюстав. Спящие. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Происхождение мира. 1866 г.
КУРБЕ, Гюстав. Море у берегов Нормандии. 1867 г.
КУРБЕ, Гюстав.
(Courbet, Gustave., 1819-1877) известный французский живописец, основоположник французского реализма. Родился в д. Орнан, Франш-Конте, Франция. Сын богатого фермера. С 1837 г. посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 г. в Париже, писал с натуры в частных ателье. Курбе изучал живопись в Лувре, делал копии знаменитых картин. Испытал влияние испанской и голландской живописи XVII в. Совершил поездки по Голландии (1847 г.) и Бельгии (1851 г.). Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пейзажист, жанрист и портретист. В 1844 г. первая картина Курбе, "Автопортрет с чёрной собакой" (1842 г.), была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; "Влюблённые в деревне", 1844 г.), он полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, "позитивное" (выражение Курбе), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен ("Послеобеденный отдых в Орнане", 1849 г.; "Похороны в Орнане", 1849 г.; "Деревенские барышни", 1851 г.). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает художника искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные ("Дробильщики камня", 1849 г., картина погибла; "Веяльщицы", 1854 г.). В 1848 г. семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. С подчёркнутой правдивостью изображает живописец женщин из народа в картине "Купалыцицы" (1853 г.), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, Курбе придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине "Возвращение кюре с приходской конференции" (уничтожена) и в серии антиклерикальных рисунков (1863 г.). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной Курбе художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях "Встреча" ("Здравствуйте, господин Курбе!", 1854 г.), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, "Мастерская художника" (1855 г.) - аллегорической композиции, в которой Курбе представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях. В 1855 г. Курбе, раздражённый недоброжелательной критикой, опубликовал свой знаменитый "Манифест реализма". В том же году в Париже состоялась вторая Всемирная выставка. Её особенностью стал обширный раздел изобразительного искусства. "Большое жюри" выставки приняло одиннадцать картин живописца, но отвергло два самых значительных произведения: "Похороны в Орнане" и "Мастерская художника". Курбе не мог подчиниться такому решению. Он обратился к музеям и частным лицам, владельцам своих произведений, с просьбой прислать их на временную выставку, которую он устроил в специально построенном здании под названием "Павильон реализма", где показал около сорока картин. Курбе не случайно выбрал слово реализм, брошенное ему критиками в качестве насмешки, и сам провозгласил себя реалистом. Выставку он сопроводил каталогом с текстом манифеста. В тексте художник декларировал право на свободу творчества и право самостоятельно показывать свои произведения публике. Выставка не имела успеха, зрители недоумевали, смеялись и возмущались "грубым искусством". Но картины оценили Э. Делакруа и Ш. Бодлер. Последний утверждал, что вызов Курбе "произвёл впечатление взрыва". Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, Курбе постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 - нач. 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для его пейзажей, в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины ("Зимний пейзаж", 1867 г.; "Хижина в горах", 1874 г.), и для натюрмортов ("Фрукты", 1871 г.). В поздних фигурных композициях Курбе (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности ("Травля оленя", 1867 г.; "Источник", 1868 г.). Художник создал серию полотен, считающихся эротическими. К этим произведениям относят работы "Купальщицы" (1858 г.), "Лежащая обнаженная" (1862 г.), "Женщина в белых чулках" (1861 г.), "Обнаженная с цветущей веткой" (1863 г.), "Спящие" (1866 г.) и самую шокирующую - "Происхождение мира" (1866 г.), впервые выставленную публично лишь в 1988 г. и в настоящее время экспонирующуюся в Музее Орсе за пуленепробиваемым стеклом под постоянной охраной. В 1871 г. Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны (как памятника варварству и символа милитаризма). После падения Коммуны отсидел по приговору суда полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Имущество художника было распродано. Это заставило его в 1873 г. эмигрировать в Швейцарию, отказавшись возвращаться во Францию, пока не будет объявлена всеобщая амнистия. Умер Курбе, в возрасте 58 лет (от цирроза печени), в Тур-де-Пейльц, Швейцария. Курбе - один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX в., ключевая фигура французского реализма. Работы находятся в собраниях: Лувр, Париж; Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Галерея Танхаузер, Нью-Йорк; Лондонская Национальная галерея; Музей изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва; Музей Фабра, Монпелье; Музей изящных искусств, Лион; Музей изящных искусств, Безансон; Публичное художественное собрание, Базель; Музей изящных искусств, Лилль; Художественная галерея Йельского университета и др. Картины художника высоко ценятся. Работа Курбе "Лежащая обнаженная" (1862 г.) в 2015 г. на аукционе Christie`s была продана за $15,285 млн. Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|