ДЕЛОНЕ, Соня.
АННЕНКОВ, Юрий. (Annenkov, Yury., 1889-1974)
АРИХА, Авигдор. (Arikha, Avigdor., 1929-)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАКСТ, Лев. (Bakst, Lev., 1866-1924)
БАЛЬТЮС. (Balthus; Klossowski, Balthasar., 1908-2001)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕНУА, Александр. (Benua, Alexander., 1870-1960)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОНЕР, Роза. (Bonheur, Marie-Rosalie. , 1822-1899)
БОННАР, Пьер. (Bonnard, Pierre., 1867-1947)
БРАК, Жорж. (Braque, Georges., 1882-1963)
БРАССАЙ. (Brassai; Halasz, Gyula. , 1899-1984)
БУГРО, Адольф-Вильям. (Bouguereau, Adolphe-William., 1825-1905)
БУРДЕЛЬ, Эмиль. (Bourdelle, Emile Antoine., 1861-1929)
БУШЕ, Франсуа. (Boucher, Francois., 1703-1770)
ВАЗАРЕЛИ, Виктор. (Vasarely, Victor., 1906-1997)
ВАЛЛОТТОН, Феликс. (Vallotton, Felix., 1865-1925)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАТТО, Антуан. (Watteau, Antoine., 1684-1721)
ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, Элизабет. (Vigee-Lebrun, Elizabeth., 1755-1842)
ВЮЙАР, Жан Эдуар. (Vuillard, Jean-Edouard., 1868-1940)
ГОГЕН, Поль. (Gauguin, Paul., 1848-1903)
ГОНЧАРОВА, Наталия. (Goncharova, Natalia., 1881-1962)
ГРЁЗ, Жан. (Greuze, Jean Baptist., 1725-1805)
ГРИС, Хуан. (Gris, Juan; Gonzalez., 1887-1927)
ГРО, Антуан. (Gros, Antoine-Jean., 1771-1835)
ГУБАРЕВ, Валентин. (Gubarev, Valentin., 1948-)
ДАВИД, Жак Луи. (David, Jacques-Louis., 1748-1825)
ДАГЕР, Луи. (Daguerre, Louis Jacques Mande., 1787-1851)
ДЕГА, Эдгар. (Degas, Edgar., 1834-1917)
ДЕЛАКРУА, Эжен. (Delacroix, Eugene., 1798-1863)
ДЕЛОНЕ, Робер. (Delaunay, Robert., 1885-1941)
ДЕЛОНЕ, Соня. (Delaunay, Sonia., 1885-1979)
ДЕРЕН, Андре. (Derain, Andre., 1880-1954)
ДОМЬЕ, Оноре. (Daumier, Honore., 1808-1879)
ДОРЕ, Гюстав. (Dore, Paul Gustave., 1832-1883)
ДЮБЮФФЕ, Жан. (Dubuffet, Jean., 1901-1985)
ДЮШАН, Марсель. (Duchamp, Marcel., 1887-1968)
ЖЕРИКО, Теодор. (Gericault, Thodore., 1791-1824)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-2021)
КАЛЛО, Жак. (Callot, Jacques., 1592-1635)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КЛЯЙН, Ив. (Klein, Yves., 1928-1962)
КОМБА, Роберт. (Combas, Robert., 1957-)
КОРО, Камиль. (Corot, Camille., 1796-1875)
КОРОВИН, Константин. (Korovin, Konstantin., 1861-1939)
КУРБЕ, Гюстав. (Courbet, Gustave., 1819-1877)
ЛАРТИГ, Жак. (Lartigue, Jacques Henri., 1894-1986)
ЛАТУР, Жорж де. (La Tour, Georges de., 1593-1652)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕЖЕ, Фернан. (Leger, Fernand., 1881-1955)
ЛОРРЕН, Клод. (Lorrain, Claude., 1600-1682)
ЛУИС, Пьер. (Louys, Pierre Eugene., 1894-1976)
МАЙОЛЬ, Аристид. (Maillol, Aristide., 1861-1944)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
МАНЕ, Эдуар. (Manet, Edouard., 1832-1883)
МАРКЕ, Альбер. (Marquet, Albert., 1875-1947)
МАТИСС, Анри. (Matisse, Henri., 1869-1954)
МИЛЛЕ, Жан Франсуа. (Millet, Jean Francois., 1814-1875)
МОНЕ, Клод. (Monet, Oscar-Claude., 1840-1926)
МОРДИЛЛО, Гильермо. (Mordillo, Guillermo., 1932-2019)
НАДАР, Феликс. (Nadar, Gaspard-Felix., 1820-1910)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ПИКАБИА, Франсис. (Picabia, Francisco., 1879-1953)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
ПИССАРРО, Камиль. (Pissarro, Camille., 1830-1903)
ПРЮДОН, Пьер. (Prud`hon, Pierre Paul., 1758-1823)
ПУССЕН, Никола. (Poussin, Nicolas., 1594-1665)
РЕДОН, Одилон. (Redon, Odilon., 1840-1916)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РЕНУАР, Oгюст. (Renoir, Pierre-Auguste., 1841-1919)
РОДЕН, Огюст. (Rodin, Ogin., 1840-1917)
РОСЛИН, Александр. (Roslin, Alexander., 1718-1793)
РУО, Жорж. (Rouault, George., 1871-1958)
РУССО, Анри. (Rousseau, Henri., 1844-1910)
РУССО, Теодор. (Rousseau, Theodore., 1812-1867)
СЕЗАНН, Поль. (Cezanne, Paul., 1839-1906)
СЕРЕБРЯКОВА, Зинаида. (Serebryakova, Sinaida., 1884-1967)
СЁРА, Жорж. (Seurat, Georges., 1859-1891)
СИНЬЯК, Поль. (Signac, Paul., 1863-1935)
СИСЛЕЙ, Альфред. (Sisley, Alfred., 1839-1899)
СТАЛЬ, Никола де. (Stael, Nicolas de., 1914-1955)
СТЕЙНЛЕН, Теофиль. (Steinlen, Theophile Alexandre., 1859-1923)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Анри. (Toulouse-Lautrec, Henri., 1864-1901)
ФРАГОНАР, Жан. (Fragonard, Jean-Honore., 1732-1806)
ФУКЕ, Жан. (Fouquet, Jean., 1420-1481)
ХИЛЛ, Карл. (Hill, Carl Fredrik., 1849-1911)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ЦАДКИН, Осип. (Zadkine, Ossip., 1890-1967)
ЦЗАО ВУ КИ. (Zao Wou-Ki., 1921-)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРДЕН, Жан Батист Симеон. (Chardin, Jean-Baptiste-Simeon., 1699-1779)
ШУЛЬТЦЕ, Иван. (Choultse, Ivan., 1874-1939)
ЭНГР, Жан. (Ingres, Jean., 1780-1867)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ЭФФЕЛЬ, Жан. (Effel, Jean., 1908-1982)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
|
ДЕЛОНЕ, Соня
ДЕЛОНЕ, Соня. Электрические призмы. 1913 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Рынок в Миньо. 1915 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Певцы фламенко. 1916 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Костюм Клеопатры для постановки "Русских сезонов" С. Дягилева. 1918 г.
ДЕЛОНЕ, Соня. Ритм. 1938 г.
ДЕЛОНЕ, Соня.
(Delaunay, Sonia., 1885-1979) французский живописец и дизайнер, сценограф, одна из основоположников абстрактного искусства. Родилась в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя, в большой еврейской семье. Рано потеряв родителей, была удочерена дядей, санкт-петербургским присяжным поверенным Г. Терком. Детство провела в Санкт-Петербурге (с 1890 г.), в 1903-1904 гг. обучалась рисованию и живописи в Академии художеств в Карлсруэ, Германия, у Л. Шмид-Ройтте. в 1905 г. поселилась в Париже, где обучалась в академии "Ла Палетт" у А. Озанфана, Д. де Сегонзака и др. Ранние живописные опыты отмечены влиянием П. Гогена и фовизма (натюрморты, интерьеры парижских кафе, портреты). С 1908 г. участвовала в выставках. В 1908 г. вышла замуж за немецкого искусствоведа, галериста и художественного критика Вильгельма Уде. В конце 1900-х - начале 1910-х гг. посещала литературно-художественный салон баронессы Эттинген, где познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени. В 1910 г. развелась с первым мужем и вышла замуж за французского художника Робера Делоне (1885-1941), вместе с которым приобрела мастерскую на ул. Де Гран Августин. В 1911 г., когда родился сын Шарль, она сделала ему в кроватку лоскутное одеяло. "Мне хотелось сделать ему одеяло из моего детства, такое, какие я видела в домах крестьян на моей родине. Когда оно было закончено, мне показалось, что оно выполнено по законам кубизма, и мы начали применять эту идею на других объектах и в картинах", - рассказывала Делоне. К началу 1910-х гг. относятся первые работы Делоне в области декоративно-прикладного искусства. Занималась книжной иллюстрацией; оформила поэму Сандрара "Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне французской". Под влиянием кубистов она уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. Соня и Робер Делоне разработали совершенно новый абстрактный стиль в изобразительном искусстве - симультанизм (принцип одновременности; орфизм, как назвал его Г. Аполлинер). Живописным языком концентрических "солнечных кругов" этот стиль выражал динамику движения, тонкости цветовых созвучий. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. В начале Первой Мировой войны переехала из Парижа в Мадрид. Некоторое время работала в Португалии. Познакомилась с И. Стравинским, С. Дягилевым, В. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету "Клеопатра" на музыку А. Аренского (Мадрид, Барселона; 1918 г.). Оформила открытие казино в Мадриде (1919 г.). В 1916 г. экспонировала в Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916 г.), Бильбао (1919 г.), Берлине (1920 г.). В 1917 г. Делоне перестала получать деньги из России, и ей пришлось подумать о финансах. Благодаря Дягилеву, который познакомил чету Делоне со сливками мадридской элиты, им удалось открыть магазин одежды и оформления интерьера. Шали, сумки, зонты и мебель имели такой успех, что она вскоре смогла открыть два других магазина - в Барселоне и Бильбао. В 1920 г. возвратилась в Париж. В 1923 г. вместе с В. Бартом и Х. Грановским осуществила постановку пьесы Т. Тцара "Воздушное сердце". в 1924 г. на Елисейских полях вместе Ж. Хеймом она открыла "Симультанистский бутик". Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа - с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Платья Делоне были не просто куском ткани, искусно раскроенным и пошитым портными, а картиной, настоящим произведением искусства. Модели шились из шерстяной ткани, тафты, тюля, байки, шелка. Таким образом, она воплотила свою мечту об "изменяющемся и движущемся произведении искусства". Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь "искусство". Делоне стала исключительно популярным иллюстратором моды и дизайнером текстиля, и в 1925 г. американский журнал "Vogue" вышел с рекламой "оптического платья" от Делоне на обложке. Участвовала в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925 г.). Она стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Ее успешное творчество прервал американский кризис 1929 г., сделавший немодным все связанное с расточительными "бешеными" 1920-ми годами. В 1931 г. Делоне пришлось закрыть свое ателье мод и тканей на бульваре Мальзерб. Но она пишет картины и композиции, в 1932 г. публикует статью "Художники и будущее моды", в которой предсказывает победу прет-а-порте. В 1931 г. участвовала в создании группировки "Абстракция-Творчество". За оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже была отмечена золотой медалью (1937 г.). В 1938 г. провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В 1939 г. вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон "Новая реальность". И после смерти мужа в 1941 г. Делоне продолжала свою кипучую деятельность до самой кончины в 95-летнем возрасте. Выставляла свои работы в групповых выставках "Конкретное искусство" в галерее "Рене Друэн" (1945 г.), "Первые мастера абстрактного искусства" в галерее "Магт" (1949 г.) и др. Провела персональные выставки в парижских галереях "Бинг" (1954 г.), "П. Бере" (1964 г.), Музее современного искусства (1967-1968 гг.). Делоне - первая женщина-художник, имевшая персональную выставку в Лувре (1964 г.). В поздний период создала большой цикл абстрактных картин "Ритм и цвет", в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость. Работала в различных областях прикладного и оформительского искусства (моделирование одежды, эскизы для тканей и ковров, витражей и мозаик, обоев, дизайн интерьеров, проекты оформления автомобилей, роспись посуды и др.), став одним из создателей современной промышленной эстетики. Работала также над скульптурой, в технике акварели. Произведения: "Спящая девушка" (1907 г.), "Портрет Филомены" (1907 г.), "Симультанные цвета" (1913 г.), "Электрические призмы" (1913 г.), "Контрасты" (1913 г.), "Рынок в Миньо" (1915 г.), "Певцы фламенко" (1916 г.), "Клеопатра" (эскиз костюма к балету "Клеопатра", 1918 г.), "Ритм" (1945 г.), "Ритм цвета" (1952 г.), "Композиция. Ритм цвета" (1957 г.), "Игральные карты" (1964 г), "Йо-йо" (1969 г.) и др. В 93 года она издала автобиографию. Умерла в своей мастерской в Париже. Делоне прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь. Ежегодно о Делоне выходят книги, организуют выставки крупнейшие музеи мира. Она - культовая фигура для мира моды. Созданный ею дизайн одежды, обуви, сумок, тканей используется до сих пор. В 1985 г. в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художницы. Произведения Делоне находятся во многих мировых музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Париже, ГМИИ им. А. Пушкина и др. Работы художника очень высоко оцениваются любителями живописи и коллекционерами - в 2002 г. полотно Делоне "Рынок в Миньо" было продано за 4,5 млн. евро, более чем в пять раз выше каталожной оценки - картина была куплена русским коллекционером. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|