| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

БРЕКЕР, Арно.


АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АЛЬБЕРС, Джозеф. (Albers, Josef., 1888-1976)
АЛЬТДОРФЕР, Альбрехт. (Altdorfer, Albrecht., 1480-1538)
АРП, Ханс. (Arp, Hans., 1887-1966)
БАЗЕЛИЦ, Георг. (Baselitz, Georg., 1938-)
БАЛЬДУНГ, Ханс Грин. (Baldung, Hans Grien., 1484-1545)
БАРЛАХ, Эрнст. (Barlach, Ernst., 1870-1938)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БЕЛЛМЕР, Ханс. (Bellmer, Hans., 1902-1975)
БЕХЕР, Бернд. (Becher, Bernd., 1931-2007)
БОЙС, Йозеф. (Beuys, Joseph., 1921-1986)
БРЕКЕР, Арно. (Breker, Arno., 1900-1991)
ГЕНЦКЕН, Иза. (Genzken, Isa., 1948-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
ГОФМАН, Ганс. (Hofmann, Hans., 1880-1966)
ГРООТ, Георг. (Groot, Georg., 1716-1749)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГРОСС, Георг. (Grosz, George., 1893-1959)
ГУДЕ, Ханс. (Gude, Hans., 1825-1903)
ГУРСКИ, Андреас. (Gursky, Andreas., 1955-)
ДАЛЬ, Юхан. (Dahl, Johan Christian., 1788-1857)
ДИКС, Отто. (Dix, Otto., 1891-1969)
ДЮРЕР, Альбрехт. (Durer, Albrecht., 1471-1528)
ЗАНДЕР, Август. (Sander, August., 1876-1964)
ИММЕНДОРФ, Йорг. (Immendorff, Joerg., 1945-2007)
КАНДИНСКИЙ, Василий. (Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944)
КАУФМАН, Анжелика. (Kauffmann, Angelika., 1741-1807)
КЕНДЛЕР, Иоганн. (Kandler, Johann., 1706-1775)
КИППЕНБЕРГЕР, Мартин. (Kippenberger, Martin., 1953-1997)
КИРХНЕР, Эрнст. (Kirchner, Ernst Ludwig., 1880-1938)
КИФЕР, Ансельм. (Kiefer, Anselm., 1945-)
КОЛЬВИЦ, Кете. (Kollwitz, Kathe; Schmidt, 1867-1945)
КРАНАХ, Лукас Старший. (Cranach, Lucas., 1472-1553)
ЛЕЙБЛЬ, Вильгельм. (Leibl, Wilhelm., 1844-1900)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАРК, Франц. (Marc, Franc., 1880-1916)
МАРКС, Герхард. (Marcks, Gerhard., 1889-1981)
МЕНЦЕЛЬ, Адольф фон. (Menzel, Adolph von., 1815-1905)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
НАГЕЛЬ, Отто. (Nagel, Otto., 1894-1967)
НИДРИНГХАУС, Аня. (Niedringhaus, Anja., 1965-2014)
НИТХАРДТ, Матис. (Nithardt, Matthias; Grunewald., 1470-1528)
НОЛЬДЕ, Эмиль. (Nolde, Emil., 1867-1956)
ОППЕНГЕЙМ, Мерет. (Oppenheim, Meret., 1913-1985)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
ПЕППЕЛЬМАН, Даниэль. (Poppelmann, Daniel., 1662-1736)
ПОЛЬКЕ, Зигмар. (Polke, Sigmar., 1941-2010)
РИМЕНШНЕЙДЕР, Тильман. (Riemenschneider, Tilman., 1460-1531)
РИФЕНШТАЛЬ, Лени. (Riefenstahl, Leni., 1902-2003)
РИХТЕР, Герхард. (Richter, Gerhard., 1932-)
РОДИН, Александр. (Rodin, Alexander., 1947-2022)
СТИГЛИЦ, Альфред. (Stieglitz, Alfred., 1864-1946)
ФЕЙЕРБАХ, Ансельм. (Feuerbach, Anselm von., 1829-1880)
ФЕЙНИНГЕР, Лионель. (Feininger, Lyonel., 1871-1956)
ФИШЕР, Петер Старший. (Vischer, Peter., 1460-1529)
ФРИДРИХ, Каспар. (Friedrich, Caspar David., 1774-1840)
ХААКЕ, Ханс. (Haacke, Hans., 1936-)
ХАГЕНС, Гюнтер. (Hagens, Gunther von., 1945-)
ХАРТФИЛД, Джон. (Heartfield, John., 1891-1968)
ХОЛЬБЕЙН, Ханс Младший. (Holbein, Ganz., 1497-1543)
ЦИГЛЕР, Адольф. (Ziegler, Adolf., 1892-1959)
ЦИЛЛЕ, Генрих. (Zille, Heinrich., 1858-1929)
ШВИТТЕРС, Курт. (Schwitters, Kurt., 1887-1948)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШОНГАУЭР, Мартин. (Schongauer, Martin., 1435-1491)
ШПЕЕР, Альберт. (Speer, Albert., 1905-1981)
ШТУК, Франц фон. (Stuck, Franz von., 1863-1928)
ЭЙЗЕНШТАДТ, Альфред. (Eisenstaedt, Alfred., 1898-1995)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЮККЕР, Гюнтер. (Uecker, Gunter., 1930-)
ЯВЛЕНСКИЙ, Алексей. (Jawlensky, Alexei., 1864-1941)
БРЕКЕР, Арно
БРЕКЕР, Арно
БРЕКЕР, Арно. Готовность. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Готовность. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Грация. 1937 г.
БРЕКЕР, Арно. Грация. 1937 г.
БРЕКЕР, Арно. Партия. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Партия. 1939 г.
БРЕКЕР, Арно. Сальвадор Дали. 1974-1975 гг.
БРЕКЕР, Арно. Сальвадор Дали. 1974-1975 гг.
БРЕКЕР, Арно. Молодая Европа. 1979 г.
БРЕКЕР, Арно. Молодая Европа. 1979 г.

БРЕКЕР, Арно.

(Breker, Arno., 1900-1991) немецкий скульптор, график и архитектор. Представитель неоклассицизма, известнейший из мастеров изобразительного искусства, связавших свою судьбу с Третьим рейхом. Родился в Эльберфельде (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германская империя). Вместе с братом, скульптором Хансом Брекером (1906-1993), учился у отца-каменотёса, затем в дюссельдорфской Академии Художеств (1920-1925 гг.) у Х. Нетцера и В. Крайса. Впервые посетив Париж в 1924 г., работал там в 1927-1933 гг. Испытал влияние О. Родена. Был дружен с К. Брынкуши, Э. Бурделем, А. Майолем, Ж. Кокто и многими др. В 1933 г. посетил Италию, где изучал античную скульптуру и творчество Микеланджело. Брекер - автор памятников (в том числе: В. Рентгену в Ремшайде, 1930 г.; Г. Гейне, эскиз 1932 г., осуществлён в 1982 г. в Дюссельдорфе). В 1933 г. в Германии был установлен нацистский режим. Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением "арийского" эталона красоты - настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения. Монументальные творения архитекторов и скульпторов Третьего рейха должны были обессмертить идеи нацизма. Увлеченный эллинистическим искусством, А. Гитлер отказал модерну, в том числе и скульптурному, в праве на существование, припечатав его клеимом "дегенеративное искусство". Печальной оказалась судьба многих представителей немецкого авангарда. Так, в 1937 г. проникнутые антивоенным пафосом произведения Э. Барлаха были изъяты из музеев, храмов и общественных учреждений, а самого скульптора изгнали из Прусской академии искусств. Та же участь постигла и Р. Беллинга, который в 1937 г. был вынужден покинуть Германию. Вернувшись на родину в 1934 г., Брекер поселился в Берлине и завоевал официальное признание своими статуями "Десятиборец" (серебряная медаль Международного Олимпийского Комитета) и "Победительница", созданными по случаю XI Олимпиады (1936 г.). В них четко выразилась его прохладная, исполненная безупречного внешнего лоска неоклассическая манера, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового "германского эллинизма" в искусстве. В 1937 г. выполнил две монументальные шестиметровые скульптуры для немецкого павильона Всемирной выставки в Париже, был членом международного жюри. Создал большую скульптуру "Прометей" (1937 г.), установленную во дворе Министерства пропаганды и просвещения. В этом же году Брекер вступил в НСДАП. Автор символических фигур и групп, прославляющих воинскую доблесть ("Товарищи", "Возмездие", обе - 1940 г.). Познакомился с А. Гитлером и архитектором А. Шпеером. Одна из главных фигур искусства Третьего рейха, Брекер в 1938-1945 гг. выполнял заказы по созданию монументальной скульптуры для Рейхсканцелярии, рельефы Триумфальной арки в Берлине, отмеченные барочной динамикой (выс. 10 м, дл. 240 м; в сотрудничестве с А. Шпеером), и др., портреты нацистских вождей и деятелей немецкого и французского искусства, также работы на мифологические и религиозные темы (бронза, мрамор). Скульптор не скрывал, что перерабатывал античные образы в духе расового эталона. Так, первообразом пятиметровой фигуры "Готовность" (1939 г.) для громадного рельефа Триумфальной арки был "Давид" Микеланджело, а примером для "Оратора" послужила римская скульптура с тем же названием. Его работы приобретают монументальные размеры благодаря своей конструкции. Выполнил скульптуры "Партия" и "Вермахт" для новой Рейхсканцелярии (обе - 1939 г.). Прекрасно владевший ремеслом скульптора, Брекер обладал и невероятным трудолюбием, которое сделало его одним из самых плодовитых ваятелей своего времени. Гигантские мастерские, постоянные заказы, неограниченное финансирование, использование труда военнопленных и подневольных рабочих, любые материалы из оккупированных стран - для скульптора не было ограничений ни в чем. Брекер стал вице-президентом Имперской палаты по делам культуры (с 1940 г.). В 1940 г. избран членом Прусской Академии Художеств, преподавал в Художественном институте в Берлине (1937-1945 гг., профессор с 1937 г.). В июне 1940 г. вместе с А. Шпеером скульптор сопровождал А. Гитлера в его поездке в оккупированный Париж. В этом же году по случаю 40-летия Брекера фюрер наградил его золотым партийным знаком НСДАП и подарил ему отремонтированный за счет государства замок Йекельсбрух в Одербрухе. В 1942 г. по приглашению правительства Виши Брекер организовал крупную персональную выставку в Оранжерее сада Тюильри в Париже. Его персональные выставки состоялись также в 1943 г. в Кельне и в 1944 г. в Потсдаме. В 1944 г. на студии Лени Рифеншталь был снят короткометражный культурфильм "Арно Брекер - тяжелое время, сильное искусство". Брекер стал богатым человеком. Во время войны у него была резиденция в Париже, особняк на о. Сент-Луи, где на стенах висели картины старых мастеров, а также Вламинка, Дерена, Пикассо, Леже. Брекер был включен в специальный "список наделенных божественным даром", означавший освобождение от призыва на фронт. Весной 1945 г. он бежит из поверженного Берлина в Баварию. Многие завершенные произведения и эскизы скульптора погибли вместе с его берлинской мастерской во время бомбардировок 1945 г. Некоторый корпус скульптур и барельефов Брекера пережил окончание войны без повреждений. После 2-й мировой войны работал как архитектор над восстановлением разрушенных немецких городов. В 1948 г. он прошел процесс денацификации и, несмотря на привилегированное положение в Третьем рейхе, был классифицирован всего лишь в качестве "попутчика". В его пользу свидетельствовали доказанные факты помощи многим жертвам режима, в том числе художнику П. Пикассо и издателю П. Зуркампу. Это позволило ему остаться на свободе, сохранить состояние и работать по профессии. В 1950 г. Брекер обосновался в Дюссельдорфе. Отсутствие официальных заказов компенсировалось заказами частных лиц. С 1960 г. жил в Париже. Бренер был не только создателем больших статуй, отражающих представление национал-социалистов об идеальном германце, но и замечательным мастером портретной скульптуры. Лица его скульптурных фигур зачастую лишены индивидуальности, в то время как в портретах проявляется интерес художника к внутреннему миру модели. Обращался к религиозной пластике, вновь к образам спортсменов (Олимпийский цикл, с 1976 г.), но в первую очередь - к портрету, исполнив немало бюстов известных деятелей политики и культуры (в том числе надгробный бюст Ж. Кокто в Мийи-ля-Форе, мрамор, 1963 г., а также портреты Ж. Маре, 1963 г.; Э. Паунда, 1967-1969 гг.; Х. Селассие, 1970 г.; С. Дали, 1974-1975 гг.; А. Садата, 1980 г.; все - бронза; и др.). Всего Брекер выполнил более трехсот заказных портретных бюстов с живых моделей. Большинство портретов в два раза больше натуральной величины. По-прежнему постоянно тяготел к монументально-героическим образам (Александр Великий, бронза, 1981-1982 гг., Форум Людвига, Ахен). В 1972 г. выходит объёмный том воспоминаний скульптора. Брекер без стеснения рассказывает о своих контактах с бонзами Третьего рейха наряду с воспоминаниями о выставках и встречах с выдающимися художниками и архитекторами ХХ в. В начале 1980-х гг. попытки реабилитировать Брекера, исходившие как от ультраправых, так и от представителей консерваторов, вызвали недовольство. В 1981 г. в присутствии скульптора в Западном Берлине был организован - впервые со дня персональной выставки Брекера в Оранжерее в Париже - грандиозный показ его работ общей численностью более 500 экспонатов под названием "Образ человека". Открытие выставки Брекера собрало демонстрацию протеста. В 1987 г. Брекера посетил художник И. Глазунов, который написал его портрет. Умер Брекер в Дюссельдорфе. В творчестве Брекера соединились неоклассические и неоромантические тенденции. Его работы и сегодня по-прежнему привлекают огромное внимание историков скульптуры и художников всего мира. Грациозность и статность форм с одной стороны и гигантизм - с другой, явились воплощением образа сверхчеловека - идеала, который был стержневой основой нацистского режима Третьего рейха. Сам скульптор ни в чем не раскаивался. До самой своей смерти он так и не признал, что скомпрометировал свое имя и свое искусство, сотрудничая с нацистским режимом. В 1985 г. в Нёвенихе, под Кёльном открыт Музей Брекера.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024