| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Пейзаж


Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
ШИШКИН, Иван. Рожь. 1878 г.
ШИШКИН, Иван. Рожь. 1878 г.

Пейзаж

- (от французского paysage, от pays - страна, местность) жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В пейзаже воспроизводится реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж - ведута), морских видов (марина) и т. п. Часто служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали), произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и свое отношение к природе, и восприятие ее современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Изображения природы встречались еще в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространенные пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н. э. Пейзажные элементы древне-греческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистические и древне-римские пейзажи, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). В средневековой искусстве Европы элементы пейзажа нередко служили средством условных пространственных построений (например, "горки" или "палаты" в русских иконах). В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо. С XIII-XIV вв. они занимают все более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии, Индокитая и Индонезии. Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средне-векового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находила прямое выражение в пейзажах типа "шань-шуй" ("горы-воды"). Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа (сложившегося еще в VI в.) - Го Си (XI в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба - конец XII- 1-я половина XIII вв.), Му-ци (1-я половина XIII в.). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например у Сэссю, XV в.), тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (XVIII-XIX вв.), более активной ролью человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ). В западноевропейском искусстве XIII-XV вв. тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому, что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства. Условные фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в.; бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв.; братья Х. и Я. ван Эйк в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й половины XV в.). Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии и других. Формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывавшегося в графике (А. Дюрер) и в небольших живописных композициях. К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан. Карраччи, нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы "идеального" пейзажа, подчиненного идее разумного закона, скрытого под внешним многообразием различных аспектов природы. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной 3-плановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины (Н. Пуссен, К. Лоррен - их произведения представляют собой 2 варианта "идеального" пейзажа - героический и идиллический). В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс и др.) первенствует стихийная мощь природы, иногда как бы подавляющая человека. Элементы живописи с натуры, на открытом воздухе (пленер) появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голландские живописцы и графики XVII в. (Я. ван Гойен, Х. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая светотеневую воздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни природы, ее вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. С XVII в. широко распространяется топографический видовой пейзаж, развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. В конце XVIII-1-й половине XIX вв. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. М. У. Тёрнер в Великобритании; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии; Й. А. Кох в Австрии; Ю. К. К. Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Представители реалистического пейзажа середины и 2-й половины XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккьяйоли в Италии; А. Менцель в Германии и др.) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих процессов. Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. На рубеже XIX и XX вв. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа. В искусстве XX в. ряд мастеров стремился найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего "преходящего", другие с помощью ликующих или драматически напряженных цветовых созвучий подчеркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие, третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива. В XX в. в Европе и Америке получил развитие широкое распространение индустриальный пейзаж. В русском пейзаже в разное время работали такие выдающиеся мастера, как А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, Ф. Я. Алексеев, А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин, М. И. Лебедев, М. Н. Воробьев, И. К. Айвазовский, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, П. И. Петровичев, Л. В. Тужанский, К. А Коровин, И. Э. Грабарь, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков, В. К. Бялыницкий-Бирули и многие другие.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024