Наби, набиды
Набойка, набивка
Набросок
Надгробие
Назарейцы
Наивное искусство
Наличник
Намазлык
Наос
Народная картинка
Народное творчество
Народные художественные промыслы
Нартекс, нарфик, притвор
Нарцисс
Нарышкинский стиль, нарышкинское барокко, московское барокко
Насечка
Наскальное искусство
Насталик
Насх
Нательное искусство
Натура
Натурализм
Натюрморт
Национальная галерея
Национальная галерея искусства
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей современного искусства
Национальный художественный музей Беларуси
Небоскреб
Неоидеализм
Неоимпрессионизм
Неоклассицизм, неоклассика
Неопластицизм
Неопримитивизм
Неореализм
Нептун
Нервюра
Нереиды
Нет арт, Net art
Неф
Нефтида
Нидерландское искусство
Ниелло
Нике, Ника
Нимфей
Нимфы
Ниша
Новая вещественность, магический реализм
Новгородская школа
Новые дикие, новые фовисты
Нок
Нонконформизм
Нонфигуративное искусство
Носовое украшение
Нумизматика
Нут
Нэцкэ
Ню
Нюанс
|
ДЕГА, Эдгар. Купание. 1886 г.
Пастель
- (от итальянского pastello, уменьшительное от pasta - тесто) 1. Живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стертых в порошок пигментов с добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса и т. д. 2. Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине XV века, когда возник интерес к многоцветному рисунку. Мастера пастели XVI-XVII вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Каррачи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) не переступали традиций чистого рисунка. С конца XVII в. усиливаются живописные тенденции. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекали к пастели таких мастеров XVIII в., как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж.Б. С. Шарден, Ж. Б. Перроно во Франции, А. Р. Менгс в Германии. В XIX в. - Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. Серов в России. В XX в. - П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. |