Иван, айван
Игла гравировальная
Игрушка
Иератизм
Иероглифы
Изба
Изобразительное искусство
Изокефалия, исокефалия
Изразцы, кафли
Икона
Иконография
Иконопись, писание икон
Иконостас
Иллюзионизм
Иллюзорность
Иллюминирование
Иллюстрация
Имам
Имплювий
Импост
Импрессионизм
Инвайронмент, энвайронмент
Индекс
Индихенизм, индианизм
Индуизм
Инициал, буквица
Инкарнат
Инкрустационный стиль
Инкрустация
Инкунабулы
Инсталляция
Инсула
Инталия
Интарсия
Интерколумний
Интерьер
Ионик, овы
Ионический ордер
Иппический жанр
Ипподром
Исида
Искусства пластические, искусства пространственные
Искусство
Искусство для искусства, чистое искусство
Искусствоведение
Искусствознание, искусствоведение
Исторический жанр
Исфаханская школа
|
ИКТИН и КАЛЛИКРАТ. Парфенон. 447-438 гг. до н. э. Афины. Греция.
Парфенон
- (от греческого parthenos - дева) в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в 447-438 до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в ознаменование победы над персами. Представляет собой мраморный храм, окруженный колоннадой (периптер, площадь 30,89 м х 69,54 м, высота колонн 10,43 м), отличающийся спокойной величавостью и совершенством архитектурных форм, ясной гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров. Богатое, классически строгое и стройное скульптурное убранство храма, органически связанное с формами архитектуры, выполнено под руководством Фидия (завершено в 432 г. до н. э.). Фриз фасада был украшен плитами-метопами с изображениями сцен борьбы амазонок, кентавров и гигантов, фронтоны - скульптурными группами, воспроизводящими сцены рождения Афины (на восточном фронтоне) и спора Афины с Посейдоном за господство в Аттике (на западном). Вокруг главного помещения - целлы храма - шел фриз с рельефным изображением панафинейского шествия афинских граждан. Скульптура Парфенона, как бы компенсирующая и раскрывающая идейно-художественный смысл архитектурного образа, отражает идею победы человека над стихийным, темным, "звериным" началом, воплощает представление о физическом и духовном совершенстве человеческого существа. Парфенон был разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. С 1812 г. большая часть сохранившихся скульптур находится в собрании Британского музея в Лондоне. |