А секко
Абак
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
Абрис
Абстрактный экспрессионизм
Абстракционизм
Авангардизм
Авантитул, фортитул
Аверс
Аврора
Автогравюра
Автопортрет
Авторское право
Авторство
Агора
Адоба, адоб, саман
Адонис
Аид
Айван
Академизм
Академии архитектурные
Академии художественные
Академия художеств
Акант, аканф
Акварель
Акватинта
Акведук
Акриловые краски
Акрополь
Акротерий
Аксессуар
Акт
Акционизм
Алла прима
Аллегория
Алтарная преграда
Алтарь
Алтарь створчатый
Аль фреско, а фреско
Альфрейная живопись
Амазонки
Амвон
Ампир
Амфипростиль
Амфитеатр
Амфора
Аналитическое искусство
Анаморфоза
Андерграунд
Андромаха
Андромеда
Анималист
Анималистический жанр
Ансамбль
Антаблемент
Антей
Антефикс
Антиискусство
Античное искусство
Антропоморфизм
Анты
Анубис
Анфилада
Ападана
Аполлон
Аполлон Бельведерский
Апсида, абсида
Ар брют, арт брют
Ар деко, арт деко
Ар информель, арт информель
Ар нуво, арт нуво
Арабеска
Аргонавты
Арей, Арес
Ариадна
Арибалл
Арк
Арка
Арка триумфальная, триумфальные ворота
Аркада
Аркатура
Аркбутан
Арте повера
Артель художников
Артемида
Артесонадо
Артефакт
Архаика
Архивольт
Архитектоника
Архитектура
Архитрав
Асклепий
Ассамбляж
Ассоциация художников революционной России
Астрагал
Атлант
Атон
Атрибут
Атрибутация
Атрий, атриум
Аттик
Атум
Аукцион
Афина
Афродита
Ахилл, Ахиллес
Ашканская школа, "Восемь"
Аят
|
ДИОНИСИЙ. Алексий, митрополит московский с житием. Начало XVI в., яичная темпера.
Московская школа
- одна из основных школ древнерусского искусства в XIV- начало XVI вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 1320-1330-х гг. обусловила широкий размах культового, а затем и крепостного строительства. В конце XIV- начале XV вв. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, 4-столпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427 г.). Широкое распространение в конце XIV века получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Московской обл., конец XIV- начало XV вв.). Живопись московской школы в XIV в. развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас оплечный", обе 1340-е гг., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет в конце XIV- начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. При перестройке Московского Кремля (конец XV в.) творческое сотрудничество местных мастеров с приглашенными в Москву псковскими (Благовещенский собор, 1484-1489 гг. и др.) и итальянскими зодчими (Успенский собор, 1475-1479 гг., архитектор Аристотель Фьораванти и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительности возможностей древнерусской архитектуры. Традиции искусства Андрея Рублева и мастеров его круга во 2-й половине XV - начале XVI вв. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций. Художественные достижения школы являются одной из вершин древнерусского искусства, они оказали решающее влияние на его дальнейшее развитие. |