| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Московская школа


ДИОНИСИЙ. Алексий, митрополит московский с житием. Начало XVI в., яичная темпера.
ДИОНИСИЙ. Алексий, митрополит московский с житием. Начало XVI в., яичная темпера.

Московская школа

- одна из основных школ древнерусского искусства в XIV- начало XVI вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 1320-1330-х гг. обусловила широкий размах культового, а затем и крепостного строительства. В конце XIV- начале XV вв. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, 4-столпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427 г.). Широкое распространение в конце XIV века получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Московской обл., конец XIV- начало XV вв.). Живопись московской школы в XIV в. развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас оплечный", обе 1340-е гг., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет в конце XIV- начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. При перестройке Московского Кремля (конец XV в.) творческое сотрудничество местных мастеров с приглашенными в Москву псковскими (Благовещенский собор, 1484-1489 гг. и др.) и итальянскими зодчими (Успенский собор, 1475-1479 гг., архитектор Аристотель Фьораванти и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительности возможностей древнерусской архитектуры. Традиции искусства Андрея Рублева и мастеров его круга во 2-й половине XV - начале XVI вв. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций. Художественные достижения школы являются одной из вершин древнерусского искусства, они оказали решающее влияние на его дальнейшее развитие.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024