Наби, набиды
Набойка, набивка
Набросок
Надгробие
Назарейцы
Наивное искусство
Наличник
Намазлык
Наос
Народная картинка
Народное творчество
Народные художественные промыслы
Нартекс, нарфик, притвор
Нарцисс
Нарышкинский стиль, нарышкинское барокко, московское барокко
Насечка
Наскальное искусство
Насталик
Насх
Нательное искусство
Натура
Натурализм
Натюрморт
Национальная галерея
Национальная галерея искусства
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей
Национальный музей современного искусства
Национальный художественный музей Беларуси
Небоскреб
Неоидеализм
Неоимпрессионизм
Неоклассицизм, неоклассика
Неопластицизм
Неопримитивизм
Неореализм
Нептун
Нервюра
Нереиды
Нет арт, Net art
Неф
Нефтида
Нидерландское искусство
Ниелло
Нике, Ника
Нимфей
Нимфы
Ниша
Новая вещественность, магический реализм
Новгородская школа
Новые дикие, новые фовисты
Нок
Нонконформизм
Нонфигуративное искусство
Носовое украшение
Нумизматика
Нут
Нэцкэ
Ню
Нюанс
|
Троице-Сергиева лавра. Загорск. Основана в XIV в. монахом Сергием Радонежским. Россия.
Монастырь
- (от греческого monasterion - келья отшельника) в ряде религий - общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастырей связана с национальными региональными особенностями зодчества разных стран и народов, отражает их функции и их менявшуюся роль в общественной жизни. Древнейшие монастыри - буддийские, появились во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и распространились в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии и Китае включали вырезанные в скале молитвенные залы, кельи, монашеские общежития, трапезные, библиотеки. Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV-VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI-IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (регулярная планировка, церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями). С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V-XV вв.; Санаин в Армении; Киево-Печерская лавра в Киеве и др.). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Вместо них появлялись парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенные компактно, по единому плану. |