А секко
Абак
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
Абрис
Абстрактный экспрессионизм
Абстракционизм
Авангардизм
Авантитул, фортитул
Аверс
Аврора
Автогравюра
Автопортрет
Авторское право
Авторство
Агора
Адоба, адоб, саман
Адонис
Аид
Айван
Академизм
Академии архитектурные
Академии художественные
Академия художеств
Акант, аканф
Акварель
Акватинта
Акведук
Акриловые краски
Акрополь
Акротерий
Аксессуар
Акт
Акционизм
Алла прима
Аллегория
Алтарная преграда
Алтарь
Алтарь створчатый
Аль фреско, а фреско
Альфрейная живопись
Амазонки
Амвон
Ампир
Амфипростиль
Амфитеатр
Амфора
Аналитическое искусство
Анаморфоза
Андерграунд
Андромаха
Андромеда
Анималист
Анималистический жанр
Ансамбль
Антаблемент
Антей
Антефикс
Антиискусство
Античное искусство
Антропоморфизм
Анты
Анубис
Анфилада
Ападана
Аполлон
Аполлон Бельведерский
Апсида, абсида
Ар брют, арт брют
Ар деко, арт деко
Ар информель, арт информель
Ар нуво, арт нуво
Арабеска
Аргонавты
Арей, Арес
Ариадна
Арибалл
Арк
Арка
Арка триумфальная, триумфальные ворота
Аркада
Аркатура
Аркбутан
Арте повера
Артель художников
Артемида
Артесонадо
Артефакт
Архаика
Архивольт
Архитектоника
Архитектура
Архитрав
Асклепий
Ассамбляж
Ассоциация художников революционной России
Астрагал
Атлант
Атон
Атрибут
Атрибутация
Атрий, атриум
Аттик
Атум
Аукцион
Афина
Афродита
Ахилл, Ахиллес
Ашканская школа, "Восемь"
Аят
|
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. Обнаженная.
Модернизм
- (от французского moderne - новейший, современный) обобщающее наименование ряда художественных течений XX в. Свойственны разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремлением утвердить новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному обновлению художественных форм. Переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами. В начале XX в. течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство) свойственны авангардистские тенденции. К концу 1910-х - началу 1920-х гг. пережил кризис: значительная часть его сторонников (П. Пикассо, А. Дерен и др.) обратились к реальной действительности. К середине 1920-х гг. ряд течений, принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлеченных, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм) стали признанным искусством в странах Западной Европы и США. Это искусство родило множество форм и манер, а порой и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства. В 1940-х гг. рождаются его новые направления ("абстрактный экспрессионизм", "абстрактный каллиграфизм" и др.). В конце 1950-х гг. вслед за поп-артом развились направления: "минимальное искусство", "земляное искусство", концептуальное искусство, а также различные направления неокубизма, неоэкспрессионизма, неоабстракционизма и т. д. В начале 1970-х гг. в Западной Европе и США выдвинулось направление гиперреализма, ставящее своей задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, а также кино- и телекадров. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. характеризуют широкое и неоднородное движение постмодернизма. |