Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
|
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. Обнаженная.
Модернизм
- (от французского moderne - новейший, современный) обобщающее наименование ряда художественных течений XX в. Свойственны разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремлением утвердить новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному обновлению художественных форм. Переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами. В начале XX в. течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство) свойственны авангардистские тенденции. К концу 1910-х - началу 1920-х гг. пережил кризис: значительная часть его сторонников (П. Пикассо, А. Дерен и др.) обратились к реальной действительности. К середине 1920-х гг. ряд течений, принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлеченных, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм) стали признанным искусством в странах Западной Европы и США. Это искусство родило множество форм и манер, а порой и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства. В 1940-х гг. рождаются его новые направления ("абстрактный экспрессионизм", "абстрактный каллиграфизм" и др.). В конце 1950-х гг. вслед за поп-артом развились направления: "минимальное искусство", "земляное искусство", концептуальное искусство, а также различные направления неокубизма, неоэкспрессионизма, неоабстракционизма и т. д. В начале 1970-х гг. в Западной Европе и США выдвинулось направление гиперреализма, ставящее своей задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, а также кино- и телекадров. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. характеризуют широкое и неоднородное движение постмодернизма. |