А секко
Абак
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
Абрис
Абстрактный экспрессионизм
Абстракционизм
Авангардизм
Авантитул, фортитул
Аверс
Аврора
Автогравюра
Автопортрет
Авторское право
Авторство
Агора
Адоба, адоб, саман
Адонис
Аид
Айван
Академизм
Академии архитектурные
Академии художественные
Академия художеств
Акант, аканф
Акварель
Акватинта
Акведук
Акриловые краски
Акрополь
Акротерий
Аксессуар
Акт
Акционизм
Алла прима
Аллегория
Алтарная преграда
Алтарь
Алтарь створчатый
Аль фреско, а фреско
Альфрейная живопись
Амазонки
Амвон
Ампир
Амфипростиль
Амфитеатр
Амфора
Аналитическое искусство
Анаморфоза
Андерграунд
Андромаха
Андромеда
Анималист
Анималистический жанр
Ансамбль
Антаблемент
Антей
Антефикс
Антиискусство
Античное искусство
Антропоморфизм
Анты
Анубис
Анфилада
Ападана
Аполлон
Аполлон Бельведерский
Апсида, абсида
Ар брют, арт брют
Ар деко, арт деко
Ар информель, арт информель
Ар нуво, арт нуво
Арабеска
Аргонавты
Арей, Арес
Ариадна
Арибалл
Арк
Арка
Арка триумфальная, триумфальные ворота
Аркада
Аркатура
Аркбутан
Арте повера
Артель художников
Артемида
Артесонадо
Артефакт
Архаика
Архивольт
Архитектоника
Архитектура
Архитрав
Асклепий
Ассамбляж
Ассоциация художников революционной России
Астрагал
Атлант
Атон
Атрибут
Атрибутация
Атрий, атриум
Аттик
Атум
Аукцион
Афина
Афродита
Ахилл, Ахиллес
Ашканская школа, "Восемь"
Аят
|
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. Купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. 1419-1446 гг. Италия.
Купол
- (от латинского cupula, уменьшительное от cupa - бочка) пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающие круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения. Формы образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. Применяется главным образом в общественных зданиях и инженерных сооружениях. Каменные и кирпичные купола возводились на цилиндрических стенах (барабане) или на квадратном основании при помощи специальных сводов (паруса, тромпы) и достигали значительного совершенства форм в архитектуре Древнего Рима, Византии. В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводились главным образом в крестово-купольных храмах, в Средней Азии и на Ближнем Востоке - в центрических купольных зданиях. С XVIII в. стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины XIX в. применяются с металлическим каркасом и остекленением, из дерева и железобетона. В XX в. с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм (ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, сборные и др. Сооружаются новые типы из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др. |