| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Крест Евфросинии Полоцкой


Садово-парковое искусство
Саксонский фарфор
Салон
Салонное искусство
Саман
Самодеятельное искусство
Сангина
Сандрик
Саркофаг
Сатиры
Светотень
Свободный стиль
Свод
Сграффито, граффито
Северные письма
Севильская школа
Севрский фарфор
Сейченто
Секко
Селена
Семь чудес света
Сенатская площадь
Сень
Сепия
Сецессион
Сецессион
Сиенская школа
Сикстинская капелла
Силуэт
Символ
Символизм
Синагога
Синий всадник
Синтез искусств
Сион
Сирены
Сисиф, Сизиф
Скань
Скарпель
Скифос
Складень
Склеп
Скопинская керамика
Скопкарь
Скоция
Скульптура
Слепок
Слуцкие пояса
Смольный
Собор
Солея
Соловецкий монастырь
Софии храм
Софийский собор
Софийский собор
Софит
Соц-арт
Социалистический реализм
Социальный реализм, социальный экспрессионизм
Союз архитекторов
Союз русских художников
Союз художников
Спортивные сооружения
Среди коллекционеров
Среднеазиатская школа миниатюры
Средневековое искусство
Средокрестие
Стадион
Стайлинг
Сталактиты, мукарны
Стамбха
Станковое искусство
Станок скульптурный
Старая пинакотека
Старые годы
Статуя
Стаффаж
Стека, стек
Стекло
Стела
Стенные росписи
Стереобат
Стилизация
Стилобат
Стиль
Стиль, Де Стейл, De Stijl
Стиратор
Стонхендж, Стоунхендж, Stonehenge
Стопа, стопка
Стоя, стоа
Стрельна
Строгановская школа
Строгий стиль
Студия военных художников
Стукко
Ступа
Субурган
Сузани, сюзане
Сульс
Суми-э
Сунна
Супрематизм
Сура
Суровый стиль
Сутэиси
Сухая игла
Сфинкс
Сфумато
Сырмак
Сюрреализм
БОГША, Лазарь. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.  Беларусь. 1161 г.
БОГША, Лазарь. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Беларусь. 1161 г.

Крест Евфросинии Полоцкой

- белорусская православная святыня, выдающийся памятник средневекового эмальерного искусства. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой - напрестольный, шестиконечный, длиною 51 см. Святая игумения, как говорит легенда, следует велению ангела и в середине ХII века возводит каменный храм. Спасская церковь была украшена фресковой росписью. Для этого храма преподобная заказала напрестольный Крест, выполненный мастером Лазарем Богшей в 1161 г. Его основа сделана из кипариса; на нее были набиты золотые и серебряные позолоченные пластины. Лицевая сторона креста имеет девять прямоугольных, две фигурные (центральные) пластинки и два сравнительно небольших, видимо, поздних креста, набитые в центре средокрестий (верхний - четырехконечный, нижний - шестиконечный). Обратная сторона также имеет девять прямоугольных пластинок (одна в верхнем перекрестье была утеряна) и две фигурных. Все пластины лицевой и обратной сторон - золотые. Боковые пластины из позолоченного серебра изготовлены с таким расчетом, что их края загибались на лицевую и обратную стороны изделия и были подогнаны под соответствующие пластины этих сторон. Первоначально все пластины аккуратно прикреплялись к основанию небольшими гвоздиками, но позднее при ремонте прежние гвозди терялись, а новые разной величины забивались часто в новые места; на прежних местах оставались зияющие отверстия. Крест не имеет гравированных орнаментов. Все пластины его плоских сторон украшены тонкими перегородчатыми эмалями, представляющими изображения святых, а также круглыми, квадратными, треугольными пальметками и тому подобным. Кроме эмалей, золотые пластины лицевой стороны креста имеют еще восемь сквозных овальных отверстий для больших драгоценных камней. Золотые пластины обратной стороны креста имеют четыре прямоугольных выреза для вставки мощей (в крест была вложена кровь святого Димитрия, частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона и других угодников). Средокрестья лицевой стороны креста украшены небольшими пластинчатыми крестиками, орнаментированными мелкими отверстиями. Лицевая и обратная стороны креста содержат уникальные эмали. Судьба этой необычной христианской святыни необычна. Сначала Крест находился в церкви игумении Евфросинии. Крест перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В ХIII столетии был перевезен в Смоленск. В 1841 г. крест, побывав в Москве и Санкт-Петербурге, был доставлен в Полоцк. Здесь предстояло храниться этой святыне почти 90 лет. Потом были Минск, Могилев. Одна из самых почитаемых святынь православного мира - хранившийся в Могилеве Крест святой Евфросинии загадочно исчез в первые же дни Великой Отечественной войны. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Беларуси (1992 г.) было решено всеправославную святыню воссоздать. Изготовить святыни поручили брестскому ювелиру-эмальеру Н. Кузьмичу. В 1997 г. воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а затем возложен в храме Преображения Господня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024