| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Крест Евфросинии Полоцкой


Кааба
Каблучок
Калам
Каланча
Калебас
Каллиграфия
Каменная масса
Камера-обскура
Камея
Кампанила
Канделябр
Каннелюры
Кано
Канон
Канфар
Капелла
Капитель
Караваджизм
Караван-сарай
Карандаш
Карандашная манера
Кариатида
Карикатура
Карнация
Карниз
Каролингское возрождение, Каролингский ренессанс
Картина
Картинная галерея, пинакотека
Картон
Картуш
Касба
Каскад
Каслинское литье
Кассандра
Кассоне
Катакомба
Католицизм
Кафедра
Кафель
Качалка
Квадр
Квадрига
Квасник
Кватроченто
Кегль, кегель
Кемден-Таунская группа
Кентавры
Керамика
Кербер, Цербер
Кессоны, кассеты
Кёшк
Киаф
Киворий
Киклопы, циклопы
Килик
Киликийская школа
Килим
Кинетическое искусство
Кинотеатр
Кириллица
Кировский капо-корень
Кисва
Кисти
Кита
Кич
Классика
Классицизм
Классическое искусство
Классный художник Академии художеств
Клафт
Клеевая живопись
Клеймо
Клеть, сруб
Клинопись
Клуазонне
Книжный знак
КоБрА, CoBrA
Ковёр
Ковка
Ковш
Кодекс
Кокошник
Колизей, колоссей
Коллаж
Коллекция
Колокольня
Колонна
Колоннада
Колонтитул
Колорит
Комикс
Компиляция
Комплювий
Композиция
Конёк, конь, князь, князёк
Консервация
Консоль
Конструктивизм
Контрапост
Контрфорс
Контур
Конха
Концептуальное искусство, концептуализм
Концовка
Копия
Коптское искусство
Кора
Корабль
Коран
Коринфский ордер
Коропластика
Корпусное письмо
Корчага
Костумбризм
Костюм
Коттедж
Крабб
Кракелюр
Кракле
Красная линия
Красносельские ювелирные изделия
Красота
Кратер
Кремль, детинец, город, град
Крепостные сооружения
Крест
Крест Евфросинии Полоцкой
Крестецкая вышивка, крестецкая белая сточка
Крестово-купольный храм
Крестоцвет, флерон
Крещальня
Крипта
Крито-микенское искусство
Кроки
Кромки
Кромлех
Кронос
Кронштейн
Круглая скульптура
Кружево
Ксилография, гравюра на дереве
Ктитор
Кубизм
Кубистический реализм, Precisionism
Кубок
Куманец
Кумган
Купидон
Купол
Курант
Курватура
Курдонёр
Курос
Курсив
Кутюрье
Куфи
Кьяроскуро
БОГША, Лазарь. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.  Беларусь. 1161 г.
БОГША, Лазарь. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Беларусь. 1161 г.

Крест Евфросинии Полоцкой

- белорусская православная святыня, выдающийся памятник средневекового эмальерного искусства. Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой - напрестольный, шестиконечный, длиною 51 см. Святая игумения, как говорит легенда, следует велению ангела и в середине ХII века возводит каменный храм. Спасская церковь была украшена фресковой росписью. Для этого храма преподобная заказала напрестольный Крест, выполненный мастером Лазарем Богшей в 1161 г. Его основа сделана из кипариса; на нее были набиты золотые и серебряные позолоченные пластины. Лицевая сторона креста имеет девять прямоугольных, две фигурные (центральные) пластинки и два сравнительно небольших, видимо, поздних креста, набитые в центре средокрестий (верхний - четырехконечный, нижний - шестиконечный). Обратная сторона также имеет девять прямоугольных пластинок (одна в верхнем перекрестье была утеряна) и две фигурных. Все пластины лицевой и обратной сторон - золотые. Боковые пластины из позолоченного серебра изготовлены с таким расчетом, что их края загибались на лицевую и обратную стороны изделия и были подогнаны под соответствующие пластины этих сторон. Первоначально все пластины аккуратно прикреплялись к основанию небольшими гвоздиками, но позднее при ремонте прежние гвозди терялись, а новые разной величины забивались часто в новые места; на прежних местах оставались зияющие отверстия. Крест не имеет гравированных орнаментов. Все пластины его плоских сторон украшены тонкими перегородчатыми эмалями, представляющими изображения святых, а также круглыми, квадратными, треугольными пальметками и тому подобным. Кроме эмалей, золотые пластины лицевой стороны креста имеют еще восемь сквозных овальных отверстий для больших драгоценных камней. Золотые пластины обратной стороны креста имеют четыре прямоугольных выреза для вставки мощей (в крест была вложена кровь святого Димитрия, частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона и других угодников). Средокрестья лицевой стороны креста украшены небольшими пластинчатыми крестиками, орнаментированными мелкими отверстиями. Лицевая и обратная стороны креста содержат уникальные эмали. Судьба этой необычной христианской святыни необычна. Сначала Крест находился в церкви игумении Евфросинии. Крест перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В ХIII столетии был перевезен в Смоленск. В 1841 г. крест, побывав в Москве и Санкт-Петербурге, был доставлен в Полоцк. Здесь предстояло храниться этой святыне почти 90 лет. Потом были Минск, Могилев. Одна из самых почитаемых святынь православного мира - хранившийся в Могилеве Крест святой Евфросинии загадочно исчез в первые же дни Великой Отечественной войны. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Беларуси (1992 г.) было решено всеправославную святыню воссоздать. Изготовить святыни поручили брестскому ювелиру-эмальеру Н. Кузьмичу. В 1997 г. воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а затем возложен в храме Преображения Господня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
,

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2018