| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Эмали


Икона "Святой Николай чудотворец". Эмали.
Икона "Святой Николай чудотворец". Эмали.

Эмали

- (от франкского smeltan - плавить; древнерусское финифть) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалями. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Эмали различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора; передают чёткие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объёмные формы, достигать живописных эффектов, так как при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалями и по ней расписывается эмалевыми красками (с XVII в. огнеупорными). Эмали бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших эмалей - золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой эмали - облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, IX в.). В Византии в X-XII вв. была развита перегородчатая эмаль на золоте. К начала XII в. сложились европейские школы эмали: маасская - в долине реки Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европейские эмали, в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца XIV - начала XV вв. в технике эмали выполнялись предметы светского характера. Глухие эмали сменялись прозрачными эмалями по гравировке с введением золотых линий и накладок. В XVIII в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника эмали пришла в упадок в XIX в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае эмали известны с VII в.; широкое распространение получила в XIV-XVII вв. перегородчатая эмаль, украшавшая детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. Эмали изготовлялись в III-V вв. и в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой красной, голубой, зелёной и белой Э.). Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси XI в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых эмалях XII - XIII вв. на серебре и золоте и средневековой грузинских перегородчатых эмалей на золоте, отличавшихся от византийских эмалей менее тонкой технической проработкой, от русских - более ярким цветом. В XVI-XVII вв. у московских мастеров получили распространение эмали по скани - прозрачные многоцветные эмали густых, насыщенных тонов на золотых изделиях, по сюжетам и орнаментике близкие украшению лицевых рукописей того же времени. В XVII в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали ("усольской"). Развитие расписных эмалей по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных эмалями (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложечки и т. д.). В XVIII-XIX вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и др. изделия в технике расписных эмалей. В XVIII в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечеств, материалов; был учреждён эмальерный класс Петербургской Академии художеств (впервые упомянут в 1781 г.). В конце XIX - начале XX вв. изделия с эмалями изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва. Крупным центром производства русской эмали в XX в. является фабрика "Ростовская финифть" в Ростове-Ярославском, продолжающая идущую с XVIII в. традицию живописных эмалей (броши, пудреницы, коробочки) в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024