| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Эмали


Ра
Рабад
Рабат
Раджпутская школа
Размывка
Разрез
Райхани
Ракурс
Раппорт
Раритет
Раскреповка
Распалубка
Растворители
Растушка
Ратуша
Рационализм
Реализм
Реверс
Регенерация
Регионализм, риджионализм
Регистан
Регулярный парк
Реди-мейд
Резерваж
Резцовая гравюра
Резьба
Реклама
Реликварий
Реликвия
Рельеф
Ремарка
Ренессанс
Реплика
Реставрация
Ретабло
Ретушь
Рефлекс
Ризалит
Ризница
Рика
Рим Древний
Рисунок
Ритм
Ритон
Роза
Розетка
Рокайль
Рококо, рокайль
Романизм
Романский стиль
Романтизм
Роспись декоративная
Ростовская финифть
Ростральная колонна
Ротонда
Руина
Рулетка
Русские сезоны
Русский музей
Русский стиль, псевдорусский стиль
Руст
Рустика
Икона "Святой Николай чудотворец". Эмали.
Икона "Святой Николай чудотворец". Эмали.

Эмали

- (от франкского smeltan - плавить; древнерусское финифть) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалями. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Эмали различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора; передают чёткие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объёмные формы, достигать живописных эффектов, так как при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалями и по ней расписывается эмалевыми красками (с XVII в. огнеупорными). Эмали бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших эмалей - золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой эмали - облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, IX в.). В Византии в X-XII вв. была развита перегородчатая эмаль на золоте. К начала XII в. сложились европейские школы эмали: маасская - в долине реки Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европейские эмали, в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца XIV - начала XV вв. в технике эмали выполнялись предметы светского характера. Глухие эмали сменялись прозрачными эмалями по гравировке с введением золотых линий и накладок. В XVIII в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника эмали пришла в упадок в XIX в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае эмали известны с VII в.; широкое распространение получила в XIV-XVII вв. перегородчатая эмаль, украшавшая детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. Эмали изготовлялись в III-V вв. и в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой красной, голубой, зелёной и белой Э.). Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси XI в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых эмалях XII - XIII вв. на серебре и золоте и средневековой грузинских перегородчатых эмалей на золоте, отличавшихся от византийских эмалей менее тонкой технической проработкой, от русских - более ярким цветом. В XVI-XVII вв. у московских мастеров получили распространение эмали по скани - прозрачные многоцветные эмали густых, насыщенных тонов на золотых изделиях, по сюжетам и орнаментике близкие украшению лицевых рукописей того же времени. В XVII в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали ("усольской"). Развитие расписных эмалей по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных эмалями (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложечки и т. д.). В XVIII-XIX вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и др. изделия в технике расписных эмалей. В XVIII в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечеств, материалов; был учреждён эмальерный класс Петербургской Академии художеств (впервые упомянут в 1781 г.). В конце XIX - начале XX вв. изделия с эмалями изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва. Крупным центром производства русской эмали в XX в. является фабрика "Ростовская финифть" в Ростове-Ярославском, продолжающая идущую с XVIII в. традицию живописных эмалей (броши, пудреницы, коробочки) в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024