| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Художественное конструирование


Мавзолей
Мавританское искусство, мавританский стиль
Магический реализм
Мадонна
Майолика
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор
Макет
Малые голландцы
Мандорла
Манеж
Манера
Мансадра
Мантапам
Маньеризм
Марина
Маркетри
Марс
Мартирий
Масджид
Маска
Маскарон
Масляная живопись
Массовая культура
Массовое искусство
Мастаба
Мастерская народной графики
Мастерство
Мастихин
Матуар
Мафорий
Машикули
Меандр
Мебель
Мегарон
Медальерное искусство
Медальон
Медея
Медиа искусство
Медина
Медресе
Мезонин
Мекка
Мексиканская школа живописи
Мельпомена
Мемориальные сооружения
Менгир
Меркурий
Меровингское искусство
Метафизическая живопись
Метопы
Метрополитен, метро
Метрополитен-музей
Меценатство
Меццо-тинто
Мечеть
Микрорайон
Минаи
Минарет
Минбар
Минерва
Миниатюра
Минимализм
Минотавр
Мир искусства
Мир искусства
Мирский замок
Митра
Михраб
Мобильное искусство
Могольская школа миниатюры
Мода
Моделировка
Модель
Модерн, стиль модерн, ар нуво, Art Nouveau
Модернизм
Модуль
Модульон, модильон
Мозаика
Мойры
Мольберт
Мона Лиза, Джоконда
Монастырь
Монета
Монограмма
Монотипия
Монохромия
Монумент
Монументальная пропаганда
Монументальное искусство
Монументальность
Московская школа
Московское архитектурное общество
Мост (Die Brucke)
Мстёрская вышивка
Мстёрская миниатюра
Мудра
Муза, мусы
Музееведение, музееология
Музеи художественные
Музей архитектуры
Музей изобразительных искусств
Музей искусства народов Востока
Музей исламского искусства
Музей истории искусств
Музей народного искусства
Музы
Мулюры
Муляж
Мусалла
Мут
Мутулы
Мухаккак
Муштабель
Мягкий лак
Мягкий стиль
Иллюстрация.
Иллюстрация.

Художественное конструирование

- творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; цели художественного конструирования достигаются путём приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном)- неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно осуществляется художником-конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и других наук. Для художественного конструирования характерно моделирование объекта (в соответственном масштабе и нередко в натуральную величину) на всех этапах его разработки, что позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты композиционного, цветографического, эргономического и других решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования. Постоянно модифицируясь в ходе работы,она становится эталоном опытного образца изделия. Предпосылки для становления художественного конструирования зародились ещё в эпоху перехода от ручного к машинному производству, когда прогрессивность заложенной в новом изделии инженерной мысли стала противоречить его эстетической неполноценности. Утрата многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения вызвала в XIX в. к жизни романтические проекты возрождения средневековых ремесленных традиций (в Великобритании - Дж. Рескин, У. Моррис; в России - создатели центров художеств, ремесла в Абрамцеве и Талашкине, и др.), социальная утопичность которых вскоре стала очевидной. Основы художественного конструирования были заложены в трудах Г. Земпера, а в XX в.- в теориях и практике П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Мутезиуса (Германия), X. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), Э. Сааринена (Финляндия), представителей русcкой инженерной школы И. И. Рерберга, В. Г. Шухова, в деятельности немецкого Веркбунда и "Баухауза". В 30-40-х гг., прежде всего в США, художественного конструирования получило развитие в форме т. н. коммерческого дизайна, который используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. В 1950-1960-х гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США; в ряде стран, где художественного конструирования заняло значительное место в современной художественной культуре (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия, Япония и др.), возникают национальные советы по дизайну, дизайн-центры, профессиональные ассоциации дизайнеров, объединившиеся в 1957 году в Международный Совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД). Важнейшей вехой на пути к современного художественного конструирования в СССР стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. Специализированные организации появились в послевоенные годы, первоначально в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Развитие советского художественного конструирования интенсифицировалось в 1960-1970-х гг.; в 1962 были созданы Всесоюзный н.-и. институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, затем - большое число художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро и н.-и. институтах, и др. С 1964 г. издаётся журнал "Техническая эстетика", освещающий проблемы теории, практики и методики художественного конструирования.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024