| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Храм Христа Спасителя


Хадж
Хадис
Хай-тек
Ханака, ханега, хонако
Хариты
Харьковский художественный музей
Хатор
Хатынь
Хауз
Хачкары
Хепенинг
Хепер
Хиазм
Хиждра
Химера
Хирбет аль-Мафджар
Хитон
Холл
Холмогорская резная кость
Холуйская миниатюра
Хор
Хоры
Хотьковская резная кость
Хохломская роспись
Храм
Храм Христа Спасителя
Хрисоэлефантинная скульптура
Христианство
Христос Иисус
Хрусталь
Художественная промышленность
Художественное конструирование
Художественный фонд
Художник
Художник, артист
Хэппенинг
Храм Христа Спасителя в Москве.  Россия.
Храм Христа Спасителя в Москве. Россия.

Храм Христа Спасителя

- в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря у Пречистенских ворот (1832-1889), автор проекта и руководитель работ - русский архитектор К. А.Тон. Построен в память о войне 1812 г. В архитектуре собора были сделаны попытки возродить формы древней византийской архитектуры. Это был грандиозный по размерам пятиглавый храм центрического типа с хорошо уравновешенным соотношением массивного объема, огромной центральной главы и угловых башен-колоколен. План собора имел правильную форму равноконечного креста. В интерьере еще один внутренний вписанный равноконечный крест позволил зодчему целиком высвободить центральный объем, не загромождая его опорами, и создать круговую обходную галерею. Благодаря этому приему внутреннее пространство храма приобрело уникальные качества цельности и устремленности ввысь: восьмигранный объем центра плавно перетекал в залитое светом подкупольное пространство и мягко сливался с затемненными нефами. В архитектуре собора активно использовались древние византийско-русские формы. Они отражали "литературную программу" памятника, состоявшую в утверждении православия, самодержавия и народности. Тем не менее образный язык архитектуры был весьма земным и будничным. Чисто внешние национальные приметы в виде аркатурного пояса, закомар или перспективных порталов ложились на основу здания, безразличную к этим декоративным дополнениям. Особый интерес представляет архитектура собора с инженерной точки зрения. Подобно куполу Флорентийского собора, центральный купол храма был выполнен без опалубки, а металлическая одежда остальных куполов сделана на железном каркасе. Высота храма была 103 м. В толще стен были скрыты водостоки и воздушное отопление. Внутренняя штукатурка была положена не непосредственно на стены, а по металлической сетке, отнесенной от стены на луженых костылях. Зазор между стенами и штукатуркой обеспечивал циркуляцию воздуха и предохранял живопись от протечек и порчи. Стены храма должна были украсить монументальные сюжетные композиции на темы христианских праздников, которые совпали бы с днями решающих сражений Отечественной войны 1812 г., а также изображения чудотворных икон Богоматери (Смоленской, Владимирской, Иверской и Казанской) и фигуры святых русских князей. Над созданием горельефов трудилась целая группа скульпторов: А. В. Логановский, П. К. Клодт, Н. А. Рамазанов и др. Над росписью храма Христа Спасителя трудились Ф. А. Бруни, В. П. Верещагин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский и др. Эти же мастера написали и иконы для центрального и двух боковых иконостасов. В разработке формы главного иконостаса собора проявилось присущее храмовой архитектуре Тона стремление приблизиться к стилистике древних византийских форм. В качестве "образца" для иконостаса был избран легендарный киворий над престолом Софии Константинопольской, который, согласно сохранившимся в источниках описаниям, имел вид пирамиды, покоившейся на колонках. В целом интерьер собора нес отпечаток новых вкусов второй половины XIX в. и не соответствовал крупному масштабу архитектурных форм. Впервые в истории московский кафедральный собор выполнял не только литургическую функцию: в круговой галерее, обходящей храмовое пространство, был создан музей Отечественной войны 1812 г. В ее стены вмонтировали мраморные доски с текстами манифестов Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся полков, именами погибших и награжденных. В храм поместили знамена и ключи покоренных городов. В советское время, по решению правительства храм взорвали (5 декабря 1931 г.), чтобы очистить место для нового грандиозного сооружения социалистической эпохи - Дворца советов. Война 1941-1945 гг. не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва". Воссоздание храма на его прежнем месте началось в 1995 г.. В 2000 г. храм был освящен патриархом Алексием II. Cтены собора выполнены на основе монолитного железобетонного каркаса, обложены кирпичом и облицованы мрамором. За счет нового цокольного этажа Храм получился выше, чем он был раньше. Работы над наружной и внутренней отделкой продолжаются. Воссозданием наружных горельефов занималась группа скульпторов под руководством Ю. Г. Орехова. В стилобатной части, несколько видоизмененной по сравнению с первоначальной, разместились зал для проведения Соборов Русской православной церкви, зал заседаний Синода, будут устроены музей Отечественной войны 1812 г. и храм Преображения с приделами, восстанавливающими приделы снесенного в XIX в. Алексеевского монастыря.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2020