| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Фарфор


Файюмские портреты, фаюмские портреты
Факсимиле
Фактура
Фарфор
Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова
Фас
Фасад
Фахверк
Фаянс
Федоскинская миниатюра
Фемида
Феникс
Ферапонтов монастырь
Феррарская школа
Фетиш
Фёдора Стратилата церковь
Фиал
Фиала, фиал
Фибула
Фиксатив
Филигрань
Финифть
Фирменный знак
Фламандское искусство
Флейц
Флешмоб
Флигель
Флора
Флорализм, флореальное течение, стиль
Флорентийская школа
Флористика
Флюксус
Фляга
Фовизм
Фон
Фонарь
Фонд, фондохранилища, запасник
Фонтан
Формализм
Фортуна
Форум
Фотография
Фотоискусство
Фотомонтаж
Фреска
Фриз
Фронтальность
Фронтон
Фрязь, фряжское письмо
Функционализм
Фусума
Футуризм
Фэн-шуй
Фэнтези арт, Fantasy Art
Ваза. Период Ваньли, 1573-1619 гг.  Китай.
Ваза. Период Ваньли, 1573-1619 гг. Китай.

Фарфор

- (от персидского фегфур) изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV-VI вв.: вытянутые стройные сосуды с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображениям жанровых сцен на крышках. В VII-XIII вв. китайский фарфор и близкие к нему по составу изделия вывозятся в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы, близкие по форме античным амфорам, с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные цветными глазурями, а также голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией (европейское название селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытисненными рисунками, тяжелые сосуды и бутылки с экспрессивной росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые изделия "жу-яо" и изысканные украшенные глазурью с контрастом ярких пятен на нейтральном фоне сосуды "цзюнь-яо" из провинции Хэнань. С XIV в., когда центром производства стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями 3 цветов или подглазурной росписью синим кобальтом, которая в XV в. часто сочеталась с надглазурной росписью. В XVI веке образцами росписи иногда служили узоры шелковых тканей. Утонченность форм, чистота и белизна поверхности, узорность и красочность росписи свойственны изделиям XVII-XVIII вв., особенно с росписью эмалями зеленого и розового цвета и так называемого пламенеющего фарфора с глазурью, переходящей от голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божеств, мифических персонажей, легендарных красавиц. С конца XVIII в. формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т. д. В XIX в. китайская фарфоровая промышленность пришла в упадок. В Корее фарфоровые изделия известны с X в.: чисто белые без декора, а также украшенные изображениями растений, птиц и насекомых с помощью техники подглазурной росписи кобальтом - "чхонхва пэкга", и др. В Японии производство фарфора возникло в XVI-XVII вв. Особенно известны изделия г. Арита (так называемые имари) с тончайшей полихромной росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европейского фарфора XVIII в. В Европе в конце XVI в. изготовляли мягкий фарфор, близкий по составу молочному стеклу (так называемый фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью и с росписью кобальтом, подражавшей восточным моделям). Около 1709 г. в Германии И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства твердого фарфора, а в 1710 г. основан первый в Европе фарфоровый завод в Майсене, выпускающий изысканную по росписи и пластическому богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле рококо, а позднее - классицизма. В 1717-1718 гг. была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёйдене (в 1761 г. переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге. Во Франции в XVII-XVIII вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене) изготовляли предметы роскоши из мягкого фарфора, покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твердый фарфор здесь начали производить лишь с последней трети XVIII в. Особое место заняло производство бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской мануфактуре. В Великобритании в середине XVIII в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого фарфора и затем его разновидности "костяного фарфора" с каолином и пережженной костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью. В Италии твердый и мягкий фарфор выпускался в XVIII в. в Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с китайскими мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В России привозной фарфор был известен со 2-й половины XVI в.; в XVIII в. над способом производства работали М. В. Ломоносов, московский керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод, где около 1747 г. Д. И. Виноградовым был открыт способ производства твердого фарфора из отечественных материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, китайских сюжетов, портретов, гербов, монограмм, жанровые фигурки). В XVIII-XIX вв. в России были открыты многие фарфоровые заводы (Дмитровский, Дулёвский и др.). На протяжении всего XIX в., несмотря на улучшение технологического процесса, художественное качество европейского фарфора снижается. В XX в. в оформлении массовых изделий повсеместно вводятся механические приемы, увеличивается выпуск технического фарфора, ведутся поиски современных выразительных форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто экспрессивная роспись. Некоторые заводы выпускают изделия по старым (в основном XVIII в.) формам.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2020