| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

Рим Древний


Ра
Рабад
Рабат
Раджпутская школа
Размывка
Разрез
Райхани
Ракурс
Раппорт
Раритет
Раскреповка
Распалубка
Растворители
Растушка
Ратуша
Рационализм
Реализм
Реверс
Регенерация
Регионализм, риджионализм
Регистан
Регулярный парк
Реди-мейд
Резерваж
Резцовая гравюра
Резьба
Реклама
Реликварий
Реликвия
Рельеф
Ремарка
Ренессанс
Реплика
Реставрация
Ретабло
Ретушь
Рефлекс
Ризалит
Ризница
Рика
Рим Древний
Рисунок
Ритм
Ритон
Роза
Розетка
Рокайль
Рококо, рокайль
Романизм
Романский стиль
Романтизм
Роспись декоративная
Ростовская финифть
Ростральная колонна
Ротонда
Руина
Рулетка
Русские сезоны
Русский музей
Русский стиль, псевдорусский стиль
Руст
Рустика
Волчица с Капитолия. Древний Рим. 400 г. до н. э., бронза.
Волчица с Капитолия. Древний Рим. 400 г. до н. э., бронза.

Рим Древний

- (лат. Roma) древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754-753 гг. до н. э. и к середине III в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский п-ов; в дальнейшем крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и др. районы. Культура Рима (философия, мифология, естеств., исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своем развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции. Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало над отвлеченно философским. Кроме того, в Риме существовало четкое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. Наивысшие достижения древне-римского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от нее форм (свода, купола), обширными, динамически соподчиненными внутренними пространствами, облицовкой стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поясных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н. э. - начало I в. н. э. ). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся четко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III в. до н. э.). В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведениях вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утонченной пластической разработки форм (например, виртуозная передача причесок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). В монументально-декоративной живописи до 63 г. преобладал так называемый третий стиль (легкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришел так называемый четвертый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции).

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2020