Садово-парковое искусство
Саксонский фарфор
Салон
Салонное искусство
Саман
Самодеятельное искусство
Сангина
Сандрик
Саркофаг
Сатиры
Светотень
Свободный стиль
Свод
Сграффито, граффито
Северные письма
Севильская школа
Севрский фарфор
Сейченто
Секко
Селена
Семь чудес света
Сенатская площадь
Сень
Сепия
Сецессион
Сецессион
Сиенская школа
Сикстинская капелла
Силуэт
Символ
Символизм
Синагога
Синий всадник
Синтез искусств
Сион
Сирены
Сисиф, Сизиф
Скань
Скарпель
Скифос
Складень
Склеп
Скопинская керамика
Скопкарь
Скоция
Скульптура
Слепок
Слуцкие пояса
Смольный
Собор
Солея
Соловецкий монастырь
Софии храм
Софийский собор
Софийский собор
Софит
Соц-арт
Социалистический реализм
Социальный реализм, социальный экспрессионизм
Союз архитекторов
Союз русских художников
Союз художников
Спортивные сооружения
Среди коллекционеров
Среднеазиатская школа миниатюры
Средневековое искусство
Средокрестие
Стадион
Стайлинг
Сталактиты, мукарны
Стамбха
Станковое искусство
Станок скульптурный
Старая пинакотека
Старые годы
Статуя
Стаффаж
Стека, стек
Стекло
Стела
Стенные росписи
Стереобат
Стилизация
Стилобат
Стиль
Стиль, Де Стейл, De Stijl
Стиратор
Стонхендж, Стоунхендж, Stonehenge
Стопа, стопка
Стоя, стоа
Стрельна
Строгановская школа
Строгий стиль
Студия военных художников
Стукко
Ступа
Субурган
Сузани, сюзане
Сульс
Суми-э
Сунна
Супрематизм
Сура
Суровый стиль
Сутэиси
Сухая игла
Сфинкс
Сфумато
Сырмак
Сюрреализм
|
ЭДЕЛИНК, Жерар. Битва при Ангиари. По копии Рубенса с картона Леонардо. Резцовая гравюра на меди. Фрагмент.
Резцовая гравюра
- старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Первые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением богоматери, святых, евангельских сцен т. п., распространявшиеся в долине реки Рейн, в Эльзасе и Нидерландах. Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в XV в. и достигло расцвета к концу XV в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в XVI в. в Нидерландах (Лука Лейденский), в XVII в. во Франции (Р. Нантёй и др.). Мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, бытовых деталей, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют объемную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Областью резцовой гравюры, сохранявшейся за ней до XIX в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей). В России техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) и в конце XVII в. использовалась в оформлении печатных изданий. В XVIII в. видовые, батальные и резцовой гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В XIX в. в петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранились в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале XIX в. особым видом была "очерковая" (контурно-линейная) резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций и выполнялись по рисункам художников классицизма; в России совершенства в этом виде достиг Ф. П. Толстой. С развитием фотомеханических способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает свое значение; со 2-й половины XIX в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. |