Резцовая гравюра
|
ЭДЕЛИНК, Жерар. Битва при Ангиари. По копии Рубенса с картона Леонардо. Резцовая гравюра на меди. Фрагмент.
Резцовая гравюра
- старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Первые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением богоматери, святых, евангельских сцен т. п., распространявшиеся в долине реки Рейн, в Эльзасе и Нидерландах. Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в XV в. и достигло расцвета к концу XV в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в XVI в. в Нидерландах (Лука Лейденский), в XVII в. во Франции (Р. Нантёй и др.). Мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, бытовых деталей, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют объемную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Областью резцовой гравюры, сохранявшейся за ней до XIX в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей). В России техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) и в конце XVII в. использовалась в оформлении печатных изданий. В XVIII в. видовые, батальные и резцовой гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В XIX в. в петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранились в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале XIX в. особым видом была "очерковая" (контурно-линейная) резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций и выполнялись по рисункам художников классицизма; в России совершенства в этом виде достиг Ф. П. Толстой. С развитием фотомеханических способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает свое значение; со 2-й половины XIX в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|