ХОКНИ, Дэвид ХОКНИ, Дэвид. American - Pearblossom Hwry., 11-18th April 1986, #2 - California, 11-18th April 1986.
ХОКНИ, Дэвид.
(Hockney, David., 1937-) английский художник, график и фотограф. Родился в Бредфорде, в семье бухгалтера (графство Йоркшир, Великобритания). Учился в Бредфордском художественном колледже и Королевском художественном колледже (1959-1960 гг.). Выставки работ Хокни, проходившие в США (1964 и 1965 гг.), Лондоне (1970 г.) и др. европейских странах (1970 и 1974 гг.), создали художнику репутацию наиболее популярного современного английского художника. В живописи и графике соединил традиционную манеру в духе академического классицизма с элементами поп-арта и нарочито инфантильного примитивизма. Прославился своими портретами, а также "калифорнийской серией", в котором мотивы американской мечты представлены в образах земного рая, сочетающих детский восторг со взрослым поэтическим юмором. В 1964 г. Хокни приехал в Санта-Монику под Лос-Анджелесом. Существенное влияние на сюжеты и манеру письма художника оказали как яркие калифорнийские краски, так и прямоугольная архитектура калифорнийских зданий. Он создавал картины "на фоне плавательного бассейна" ("Всплеск от падения в воду", 1967 г.), виды купающихся, загорающих или стоящих под душем людей ("Два юноши у бассейна", 1965 г.). Эти работы, в которых порой преобладают орнаментальные элементы, выдержаны в ярких, прозрачных красках и создают эффект переменчивости пространства и света. В 1973 г. художник уехал в Париж, где работал совместно с печатниками П. Пикассо и создал серию гравюр, посвященных испанскому живописцу. С середины 1970-х гг. Хокни работал исключительно для сцены. Впервые художественное оформление театральной постановки ("Король Убу" А. Джерри) он выполнил еще в 1966 г., в 1975 г. он создал декорации для Глиндеборнского фестиваля и костюмы для оперы Стравинского "Похождения повесы". Через три года взялся за работу над "Волшебной флейтой" Моцарта. Хокни неоднократно сотрудничал с нью-йоркской "Метрополитен-Опера" - в частности, оформлял оперы Стравинского, произведения М. Равеля. С 1976 г. - в США. В 1976 г. Хокни заявил о себе как о фотографе, представив на суд зрителей альбом "Двадцать фотографических снимков", а в последующие годы добился большого успеха в этом виде искусства. Свои фотокартины он составлял из большого числа (более 100) снимков, сделанных "Полароидом", на которых запечатлевал человеческие движения. Во второй половине 1970-х гг. появились так называемые "Машинописные бюро" - работы из бумажной массы большого формата. В середине 1980-х гг. Хокни снова обратился к живописи, испытывая на этот раз заметное влияние П. Пикассо и А. Матисса. Одновременно с этим, вдохновленный новейшими техническими возможностями, он создавал такие произведения, как "Самодельные отпечатки" - картины, выходившие из цветной копировальной машины; передавал свои картины по факс-аппарату. В 1982 г. выставка "Дэвид Хокни - фотограф" в Центре Ж. Помпиду в Париже и книга "Дэвид Хокни: фотографии" (1982 г.) принесли ему славу ведущего мастера современной фотографии. Большая ретроспективная выставка произведений художника демонстрировалась в 1998 в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Хокни опубликовал два тома мемуаров: "Дэвид Хокни" (1977 г.) и "Именно таким образом я все это вижу" (1993) г. В 1991 г. Хокни был избран в Королевскую Академию. Хокни, один из самых дорогих современных художников Великобритании (его хрестоматийный "Всплеск" был продан в 2006 г. за 4,8 миллиона долларов), вернулся несколько лет назад на родину после долгого периода жизни в Америке. В апреле 2008 г. Хокни подарил лондонской галерее "Тейт" свою самую большую картину - "Высокие деревья близ Уортера" (4,6 х 12 м.). Картина была впервые выставлена в 2007 г. в Королевской академии искусств. Хокни - заметный представитель поп-арта в 1960-х гг., считается одним из влиятельнейших художников ХХ в.