ЗАХАРОВ, Андреян ЗАХАРОВ, Андреян. Здание Адмиралтейства в Петербурге. 1806-1823 гг. Россия.
ЗАХАРОВ, Андреян.
(Zaharov, Andreyan., 1761-1811) русский архитектор, представитель ампира. Родился в Петербурге в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии, прапорщика. Учился в петербургской АХ (1767-1782 гг.) у А. Кокоринова и И. Старова, затем в Париже (1782-1786 гг.) у Ж. Шальгрена. С 1794 г. академик петербургской АХ. В 1801-1802 гг. по указанию Александра I Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова. В 1803 г., после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов. В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России. Среди первых работ Захарова - ряд построек в Гатчине ("Львиный мост", "Ферма", "Птичник" и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803-1804 гг.), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 г. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823 гг.) является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания - монументальная башня со шпилем (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Внутри этой башни Захаров сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки. Захаров создал также проекты застройки Провиантского острова (1806-1808 гг.) и Галерного порта (1806-1809 гг.), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806-1817 гг., не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 г. преподавал в АХ (среди учеников - архитектор А. Мельников). Архитектор трудился не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе. Захаров умер в Петербурге, так и не успев завершить свое великое творение - здание Адмиралтейства в Петербурге, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре.