ВОРОНИХИН, Андрей ВОРОНИХИН, Андрей. Казанский собор в Петербурге. 1801-1811 гг. Россия.
ВОРОНИХИН, Андрей.
(Voronihin, Andrey., 1759-1814) русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Родился в уральском селе Новое Усолье, ныне Пермской области. До 1785 г. - крепостной графа А. Строганова (бывшего долгое время президентом петербургской АХ), отпущенный затем на волю. С 1777 г. учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. Баженова и М. Казакова); с 1779 г. - в Петербурге. В 1786-1790 гг. жил в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику, естественные науки. В 1797 г. получил звание академика "перспективной живописи" АХ (за произведение "Вид картинной галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793 г., и "Вид Строгановской дачи", масло, 1797 г.), с 1802 г. профессор АХ. Ранние архитектурные работы Воронихина (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793 г.; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795-1796 гг.; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798 г.) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве Воронихин продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, И. Старова, Казакова, Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства. Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина - Казанский собор в Санкт-Петербурге. По указу Павла I в 1799 г. был проведен конкурс на возведение нового храма, взамен старой церкви Рождества Богородицы, стоявшей здесь с 1730-х гг. Столь большое внимание к ней связано с пребыванием здесь почитаемой иконы Казанской Божьей матери, обретенной в XVI веке после Казанского похода Ивана Грозного и ставшей с того времени залогом победы России в ратных делах. В конкурсе проектов собора приняло участие немало видных русских и иностранных архитекторов. Окончательное решение император принял в пользу Воронихина. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах Воронихина - здании Горного института (1806-1811 гг.) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808-1810 гг.) и храма Христа в Москве (1813 г.). Воронихин участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802-1808 гг.), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало XIX в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом. Большое значение имела деятельность Воронихина в области прикладного искусства - мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой. Умер Воронихин в Санкт-Петербурге, окруженный своими учениками. Русская общественность того времени увековечила это имя красивым памятником над его могилой в Александро-Невской лавре: гранитной колонной с изображением Казанского собора и фигурой гения наверху.