МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти.
АБДУЛ-ДЖАББАР. (Abdul-Dzhabbar., )
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
АЗАМ, Космас Дамиан. (Asam, Cosmas Damian., 1686-1739)
АЙ ВЭЙВЭЙ. (Ai Weiwei., 1957-)
АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИ-ИБН-МУХАММЕД из Серахса. (Ali-ibn-Muhammed from Serahsa., )
АЛИ-ШАХ. (Ali-Shah Tebrizi., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АМАНАТ, Хоссейн. (Amanat, Hossein., 1942-)
АНФИМИЙ из Тралл. (Anfimy from Trall., ?-534)
АРНЕБЕРГ, Арнстейн. (Arneberg, Arnstein., 1882-1961)
АРСУКИСДЗЕ. (Arsukisdze, ?-1029)
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАЙАРЖЕ, Франсуа. (Baillairge, Francois., 1759-1830)
БАКСТРЁМ, Свен. (Baсkstrom, Sven., 1903-1992)
БАРМА. (Barma., )
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЁРНХЕМ, Дэниел. (Burnham, Daniel., 1846-1912)
БИНДЕНШУ, Рупертс. (Bindenschu, Ruperts., 1645-1698)
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БЭРРИ, Чарлз. (Barry, Charles., 1795-1860)
ВАГНЕР, Отто (Wagner, Otto, 1841-1918)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВАН АЛЕН, Уильям. (Van Allen, William., 1883-1954)
ВАНМОЛИВАН. (Van Molyvann., 1926-)
ВИЛЬЯНУЭВА, Карлос. (Villanueva, Carlos Raul., 1900-1975)
ВОРОБЬЕВ, Олег. (Vorobyov, Oleg., 1947-2021)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГАБРИЕЛЬ, Жак. (Gabriel, Ange-Jacques., 1698-1782)
ГАЛИА, Хосе. (Galia, Jose Miguel., 1919-2009)
ГАРНЬЕ, Жак. (Garnier, Jean-Louis-Charles., 1825-1898)
ГАРНЬЕ, Тони. (Garnier, Tony., 1869-1948)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЛАУБИЦ, Иоганн. (Glaubitz, Johann., 1700-1767)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ГРИНУЭЙ, Фрэнсис (Greenway, Francis, 1777-1837)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ГЭНДОН, Джеймс. (Gandon, James., 1742-1823)
ДАРЛИНГ, Фрэнк. (Darling, Frank., 1850-1923)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖЕФФЕРСОН, Томас. (Jefferson, Thomas., 1743-1826)
ДЖОНС, Иниго. (Jones, Inigo., 1573-1652)
ДЖОНСОН, Филип. (Johnson, Philip., 1906-2005)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДОННЕР, Георг. (Donner, George., 1693-1741)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ДЮШАН-ВИЙОН, Раймон. (Duchamp-Villon, Raymond., 1876-1918)
ЖАНДАУЛЕТОВ, Дутбай. (Zhandauletov, Dutbaj., )
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАБОРСКИЙ, Георгий. (Zaborsky, Georgy., 1909-1999)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИКТИН. (Iktinos., )
ИМХОТЕП. (Imhotep., )
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
ИСИДОР из Милета. (Isidor from Miletus., )
ИСОДЗАКИ, Арата. (Isozaki, Arata., 1931-)
ЙЕНСЕН-КЛИНТ, Педер. (Jensen-Klint, Peder., 1853-1930)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КАПУР, Аниш. (Kapoor, Anish., 1954-)
КАРАВАН, Дани. (Karavan, Dani., 1930-)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИСЁ КУРОКАВА. (Kisho Kurokawa., 1934-2007)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КОРОЛЬ, Владимир. (Korol, Vladimir., 1912-1980)
КРАМАРЕНКО, Виктор. (Kramarenko, Victor., 1945-)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
ЛАНФАН, Пьер. (LEnfant, Pierre Charles., 1754-1825)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Шарль. (Le Corbusier, Sharl., 1887-1965)
ЛЕВИН, Леонид. (Levin, Leonid., 1936-2014)
ЛЕЖАВА, Георгий. (Lezhava, Georgy., 1903-1977)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАНУЭЛ. (Manuel., )
МАРКАРЯН, Оганес. (Markarjan, Oganes., 1901-1963)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МЕРОН, Пьер де. (Meuron, Pierre de., 1950-)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
МУХАММЕД ибн-Атсыз ас-Серахси. (Mohammed ibn-Atsyz as-Serahsi., )
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
НИМЕЙЕР, Оскар. (Niemeyer, Oscar., 1907-2012)
ОСМОЛОВСКИЙ, Михаил. (Osmolovsky, Mikhail., 1904-1977)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРЛЕРЖ, Петер. (Parler, Peter., 1330-1399)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПАССЕР, Арент. (Passer, Arent., ?-1637)
ПЕППЕЛЬМАН, Даниэль. (Poppelmann, Daniel., 1662-1736)
ПЕРРО, Клод. (Perrault, Claude., 1613-1688)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИРАНЕЗИ, Джованни. (Piranesi, Giovanni., 1720-1778)
ПИРСОН, Джон. (Pearson, John A., 1867-1940)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
ПЭЙ, Йох Минг. (Pei, Ieoh Ming., 1917-)
ПЭКСТОН, Джозеф. (Packston, Josef., 1801-1865)
РАЙТ, Том. (Wright, Tom., 1957-)
РАЙТ, Франк. (Wright, Frank Lloyd., 1867-1959)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИВЕРА, Диего. (Rivera, Diego., 1886-1957)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РИЧАРДСОН, Генри. (Richardson, Henry Hobson., 1838-1886)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СААРИНЕН, Элиель. (Saarinen, Eliel., 1873-1950)
СААРИНЕН, Эро. (Saarinen, Eero., 1910-1961)
СЕЙХУН, Хушенг. (Sejhun, Husheng., 1920-)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СИНАН, Мимар. (Sinan, Mimar., 1489-1588)
СКОПАС. (Skopas., )
СМИТ, Эдриан. (Smith, Adrian., 1944-)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СОСТРАТ Книдский. (Sostratus of Cnidus., )
СУГИМОТО, Хироши. (Sugimoto, Hiroshi., 1948-)
СЧАСТНАЯ, Нинель. (Schastnaja, Ninel., 1933-2013)
ТАБЕТ, Антуан. (Tabet, Antuan., 1907-1964)
ТЕССИН, Никодемус Младший. (Tessin, Nicodemus the Younger., 1654-1728)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТОНЕВ, Любен. (Tonev, Ljuben., 1908-2001)
ТРДАТ. (Trdat., )
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
УТЗОН, Йорн (Utzon, Jorn, 1918-2008)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТЕН, Пьер. (Fontaine, Pierre., 1762-1853)
ФОСТЕР, Норман. (Foster, Norman Robert., 1935-)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ХЕРЦОГ, Жак. (Herzog, Jacques., 1950-)
ХУНДЕРТВАССЕР, Фриденсрайх. (Hunderwasser, Fridensraih., 1928-2000)
ЧЕЙМБЕРС, Уильям. (Chambers, William., 1726-1796)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ШЕЛЛЬ, Жан. (Chelles, Jean de., 1200-1265)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШИХАБАДДИН, Ахмет. (Shikhabaddin, Akhmet., )
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШПЕЕР, Альберт. (Speer, Albert., 1905-1981)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ЭЙФЕЛЬ, Густав. (Eiffel, Alexandre Gustave., 1832-1923)
ЭЛЬДЕМ, Седат. (Eldem, Sedad Hakki., 1908-1988)
ЯМАСАКИ, Минору. (Yamasaki, Minoru., 1912-1986)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Давид. 1501-1504 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Пьета. Собор Св. Петра. Ватикан. 1499 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Сотворение Адама. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. Ватикан. 1511 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Моисей. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим. 1515-1516 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Страшный суд. Сикстинская капелла. Ватикан. 1536-1541 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Ночь и День. Надгробие Джулиано Медичи. Капелла Медичи. Флоренция. 1520-1534 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти.
(Michelangelo Buonarroti., 1475-1564) великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого Возрождения. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Микеланджело учился в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489 гг.) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490 гг.), однако наиболее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведения (рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", ок. 1490-1492 гг.,- оба мрамор, как и все остальные скульптурные произведения Микеланджело) определились главные черты творчества Микеланджело - монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал в Риме статую "Вакх" (1496-1497 гг.). В традиционную готическую схему скульптурной группы "Оплакивание Христа" (ок. 1497-1498 гг., собор Св. Петра, Рим) он внёс глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 г. Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую "Давид" (1501-1504 гг.), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо ("Битва при Кашине", 1504-1506 гг., сохр. копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. После многократного изменения проекта гробница Юлия II была завершена только в 1545 г. (ц. Сан-Пьетро ин Винколи, Рим). Для неё Микеланджело создал ряд статуй, в т. ч. наделённого могучей волей, титанической силой и темпераментом "Моисея" (1515-1516 гг.), исполненные трагизма статуи "Восставший раб" и "Умирающий раб" (обе - 1513-1516 гг.), а также 4 статуи рабов, оставшиеся неоконченными (ок. 1532-1534 гг.). В незавершённых статуях виден процесс напряженной работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512 гг.; включает композиции со сценами из библейской книги Бытия в центр. части плафона, монумент. фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и эпизодов из Библии в распалубках, парусах и люнетах), Микеланджело создал грандиозную торжеств. композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другие живописным произведения Микеланджело, свойственны чёткость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме сдержанных, изысканных цветов. В 1516-1534 гг. Микеланджело вновь работал во Флоренции над проектом фасада ц. Сан-Лоренцо, архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-1534 гг.) и статуями для гробницы Юлия II. Под влиянием исторических и социальных процессов, выразившихся в нарастании феодальной реакции, мироощущение Микеланджело в 1520-х гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса ренессансных идеалов, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишённых портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырёх фигур, изображающих времена суток и олицетворяющих беспощадную необратимость течения времени. В 1534 г. Микеланджело переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. В этот период он создал фреску "Страшный суд" (1536-1541 гг.) на алтарной стене Сикстинской капеллы, поражающую трагической силой образов. Глубокие раздумья Микеланджело о тщете человеческих усилий, мучительная безнадёжность поисков истины отразились также во фресках капеллы Паолина (1542-1550 гг.) в Ватикане, отчасти предвосхищающих росписи барокко. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произведениям относятся "Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555 гг., разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи), предназначенная для собственного надгробия, и незаконченная скульптурная группа "Пьета Ронданини" (1555-1564 гг.), отмеченные трагической экспрессией художественного языка. Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Большую роль играет в них рельефное оформление стены - активная светотеневая организация её поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523-1534 гг. Микеланджело работал над проектом и руководил строительством библиотеки Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 г. Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора Св. Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело). Трапециевидная пл. Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично поставленными по её сторонам дворцами, открываясь в город широкой лестницей. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора Св. Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции). В последние годы жизни Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. Излюбленными стихотворными формами Микеланджело были мадригал и сонет. Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|