| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ЧЕРНИХОВ, Яков.


АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БОРОВИКОВСКИЙ, Владимир. (Borovikovsky, Vladimir., 1757-1825)
БОРОДАЙ, Василий. (Boroday, Vasiliy., 1917-2010)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ, Сергей. (Vasilkovsky, Sergey., 1854-1917)
ГЛУЩЕНКО, Николай. (Glushchenko, Nikolay., 1901-1977)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ДЕРЕГУС, Михаил. (Deregus, Mikhail., 1904-1998)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЕФИМОВ, Борис. (Efimov, Boris., 1900-2008)
КАСИЯН, Василий. (Kasijan, Vasiliy., 1896-1976)
КРЫЖАНОВСКИЙ, Виктор. (Kryzhanovsky, Victor., 1950-)
КРЫЖИЦКИЙ, Константин. (Kryzhitsky, Konstantin., 1858-1911)
КУИНДЖИ, Архип. (Kuinji, Arkhip., 1841-1910)
МАЛЕВИЧ, Казимир. (Malevich, Kazimir., 1878-1935)
МАРЧУК, Иван. (Marchuk, Ivan., 1936-)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МИХАЙЛОВ, Борис. (Mikhailov, Boris., 1938-)
НАРБУТ, Георгий. (Narbut, Georgy., 1886-1920)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Владимир. (Orlovsky, Vladimir., 1842-1914)
ПЕЧЕРСКИЙ, Алипий. (Pecherskiy, Alipiy., 1065-1114)
ПРИМАЧЕНКО, Мария. (Primachenko, Maria., 1909-1997)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РУТКОВИЧ, Иван. (Rutkovich, Ivan., )
САМОКИШ, Николай. (Samokish, Nikolay., 1860-1944)
СУДКОВСКИЙ, Руфин. (Sudkovsky, Rufin., 1850-1885)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТРУТОВСКИЙ, Константин. (Trutovsky, Konstantin., 1826-1893)
ТРУШ, Иван. (Trusz, Ivan., 1869-1941)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ХУРАСАНИ, Акбар. (Khurasani, Akbar., 1961-)
ЦАГОЛОВ, Василий. (Tsagolov, Vasily., 1957-)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧИЧКАН, Илья. (Chichkan, Illya., 1967-)
ШЕВЧЕНКО, Тарас. (Shevchenko, Taras., 1814-1861)
ЭРДЕЛИ, Адальберт. (Erdeli, Adalbert., 1891-1955)
ЯБЛОНСКАЯ, Татьяна. (Yablonskaya, Tatiana., 1917-2005)
ЯКУТОВИЧ, Георгий. (Yakutovich, Georgy., 1930-2000)
ЧЕРНИХОВ, Яков
ЧЕРНИХОВ, Яков
ЧЕРНИХОВ, Яков. Фантастическая композиция... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Фантастическая композиция... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец научно-исследовательской лаборатории... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец научно-исследовательской лаборатории... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Город гигантов-небоскребов... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Город гигантов-небоскребов... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Цех и водонапорная башня з-да "Красный гвоздильщик". Санкт-Петербург. 1931 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Цех и водонапорная башня з-да "Красный гвоздильщик". Санкт-Петербург. 1931 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Старые города. 1933-1943 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Старые города. 1933-1943 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектура мостов. 1933-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектура мостов. 1933-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец Коммунизма. 1934-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец Коммунизма. 1934-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектурная фантазия.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектурная фантазия.

ЧЕРНИХОВ, Яков.

(Chernikhov, Yakov., 1889-1951) российский архитектор и теоретик искусства, мастер архитектурной графики, представитель авангарда. Крупнейший представитель жанра архитектурной фантазии. Родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская обл., Украина) в семье заводского служащего, где кроме него было еще 11 детей. Окончив Одесское художественное училище (филиал Петербургской Академии художеств, 1914 г.), приступил к занятиям в Петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916 г., демобилизовался лишь в 1926 г., однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 г. Высший художественно-технический институт (Вхутеин) со званием "архитектора-художника". Его учителями были такие педагоги классической школы, как В. Беклемишев, Д. Кардовский, Г. Косяков, И. Фомин и главный его "наставник" - академик архитектуры Л. Бенуа. Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. Наибольшую известность в строительном наследии Чернихова получил проект водонапорной башни Канатного цеха завода "Красный гвоздильщик" (1930-1931 гг.). В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и др. учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 г. переселился в столицу. Чернихов начинал как абстракционист, как супрематист, обожал беспредметное искусство, в последствии же стал конструктивистом. Он считал, что современная архитектура должна быть красивой, он был архитектором-художником, очень любил свет. Он хорошо чувствовал свою эпоху - эпоху индустриализации, был увлечен машинной архитектурой. Графика была для него средством сочинения. Начал эксперименты на концепции смены ритма. Асимметричные композиции орнаментов, которые он делал, привели его к пониманию, что именно в этом и состоит стилистическая смена. Делал свои графические упражнения в плетеных орнаментах. Его рисунок напоминал современную компьютерную графику, настолько точными были его линии. Создавал архитектурные миниатюры, пытаясь достичь высочайшего выражения фантазий в графике, тех откровений, которые его посещали, и хотел показать, какой красивой могла бы быть архитектура. Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто "бумажной" архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах "Искусство начертания" (1927 г.), "Геометрическое черчение" (1928 г.), "Основы современной архитектуры" (ОСА; 1930 г.), "Орнамент. Композиционно классические построения", "Конструкция архитектурных и машинных форм", 2-е, дополненное издание ОСА (все три книги - 1931 г.) и "Архитектурные фантазии" (1933 г.). Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма ("Везде и всюду заменяйте слово графикой", - этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу "Аристография", демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как "изображение лучшего"). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы "Архитектурная романтика", 1930-1944 гг.; "Старые города", 1933-1943 гг.). Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке "2222 архитектурные фантазии", которая открылась в Ленинграде в 1933 г. В 1930-1940-е гг. он выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как "Дворцы коммунизма", "Архитектура будущего", "Архитектурные ансамбли"; а во время войны создает серию проектов и композиций на тему "Пантеоны Великой Отечественной войны" (1942-1948 гг.) и цикл "Военная маскировка". Последним трудом Чернихова, который он так и не успел полностью завершить, была книга "Анализ построения классического шрифта", изданная уже после его смерти. Он создал образный ряд современной архитектуры и предвосхитил компьютерную графику ещё в 1930-е гг. То, что было придумано Черниховым, было или не воплощено, или воплощено очень мало в его время. По воспоминаниям современников, он обладал необыкновенными способностями, которые бывают у провидцев и людей, ощущающих будущее всем своим существом, живущих не только в нашем сегодняшнем мире, но и в мире прошлого, настоящего и будущего. Мог предвосхитить, что будет в стране. Умер в Москве. Настоящее признание Чернихов получил после смерти. Уже первая персональная выставка архитектурных фантазий архитектора в 1973 г. В Италии она вызвала неподдельное внимание. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е гг. в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма. С огромным успехом прошли его последующие выставки в 1983-1984 гг. в Лондоне, Глазго и Амстердаме, организованные Лондовским Королевским колледжем архитектуры. В 1985 г. Центр им. Жоржа Помпиду в Париже устроил персональную выставку 150 работ Чернихова, прошедшую с большим успехом. В 1981 г. в Японии и США были переизданы некоторые его книги. В 1991 г. на очередной сессии Международного форума молодых архитекторов в Квебеке, Канада, при поддержке Международной академии архитектуры и Союза архитекторов СССР был учрежден Международный архитектурный благотворительный фонд им. Чернихова. Основной целью Фонда является поощрение и поддержка новаторских концепций, направлений и инициатив в архитектуре среди молодых архитекторов мира, архитектурном образовании, детском архитектурном творчестве. В 2006 г. на торгах аукционного дома Christie`s было продано девять рисунков Чернихова, похищенных ранее из РГАЛИ. Хранители госархива, недосчитались работ на общую сумму в несколько миллионов долларов. Удалось вернуть порядка трехсот рисунков архитектора.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2019