| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ДУШКИН, Алексей.


АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БОРОВИКОВСКИЙ, Владимир. (Borovikovsky, Vladimir., 1757-1825)
БОРОДАЙ, Василий. (Boroday, Vasiliy., 1917-2010)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ, Сергей. (Vasilkovsky, Sergey., 1854-1917)
ГЛУЩЕНКО, Николай. (Glushchenko, Nikolay., 1901-1977)
ДЕРЕГУС, Михаил. (Deregus, Mikhail., 1904-1998)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЕФИМОВ, Борис. (Efimov, Boris., 1900-2008)
КАСИЯН, Василий. (Kasijan, Vasiliy., 1896-1976)
КРЫЖАНОВСКИЙ, Виктор. (Kryzhanovsky, Victor., 1950-)
КРЫЖИЦКИЙ, Константин. (Kryzhitsky, Konstantin., 1858-1911)
КУИНДЖИ, Архип. (Kuinji, Arkhip., 1841-1910)
МАЛЕВИЧ, Казимир. (Malevich, Kazimir., 1878-1935)
МАРЧУК, Иван. (Marchuk, Ivan., 1936-)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МИХАЙЛОВ, Борис. (Mikhailov, Boris., 1938-)
НАРБУТ, Георгий. (Narbut, Georgy., 1886-1920)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Владимир. (Orlovsky, Vladimir., 1842-1914)
ПЕЧЕРСКИЙ, Алипий. (Pecherskiy, Alipiy., 1065-1114)
ПРИМАЧЕНКО, Мария. (Primachenko, Maria., 1909-1997)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РУТКОВИЧ, Иван. (Rutkovich, Ivan., )
САМОКИШ, Николай. (Samokish, Nikolay., 1860-1944)
СУДКОВСКИЙ, Руфин. (Sudkovsky, Rufin., 1850-1885)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТРУТОВСКИЙ, Константин. (Trutovsky, Konstantin., 1826-1893)
ТРУШ, Иван. (Trusz, Ivan., 1869-1941)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ХУРАСАНИ, Акбар. (Khurasani, Akbar., 1961-)
ЦАГОЛОВ, Василий. (Tsagolov, Vasily., 1957-)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧИЧКАН, Илья. (Chichkan, Illya., 1967-)
ШЕВЧЕНКО, Тарас. (Shevchenko, Taras., 1814-1861)
ЭРДЕЛИ, Адальберт. (Erdeli, Adalbert., 1891-1955)
ЯБЛОНСКАЯ, Татьяна. (Yablonskaya, Tatiana., 1917-2005)
ЯКУТОВИЧ, Георгий. (Yakutovich, Georgy., 1930-2000)
ДУШКИН, Алексей
ДУШКИН, Алексей
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Маяковская". Художник А. Дейнека. 1936-1938 гг.  Москва.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Маяковская". Художник А. Дейнека. 1936-1938 гг. Москва.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Площадь Революции".  Москва. 1938 г.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Площадь Революции". Москва. 1938 г.
ДУШКИН, Алексей. Универмаг "Детский мир" на Лубянской пл. Совм. с Г. Аквилевым, И. Потрубач. 1953-1957 гг.  Москва.
ДУШКИН, Алексей. Универмаг "Детский мир" на Лубянской пл. Совм. с Г. Аквилевым, И. Потрубач. 1953-1957 гг. Москва.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Дворец Советов". Совм. с Я.Лихтенбергом. Эскиз. Москва. 1934 г.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "Дворец Советов". Совм. с Я.Лихтенбергом. Эскиз. Москва. 1934 г.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "ЗИС" ("Автозаводская"). 1939-1943 гг. Москва.
ДУШКИН, Алексей. Ст. метро "ЗИС" ("Автозаводская"). 1939-1943 гг. Москва.

ДУШКИН, Алексей.

(Dushkin, Alexey., 1903-1977) выдающийся российский архитектор и градостроитель, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950 г.). Родился в с. Александровка (ныне Богодуховского района Харьковской области Украины) в семье ученого-почвоведа и агронома. Отец Душкина, потомственный почетный гражданин Вологды, служил управляющим имений и экономий семей Харитоненко и Кёниг - крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров. Душкин получил вместе с братьями домашнее образование, до 1919 г. учился в реальном училище Харькова. По желанию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт, в 1923 г. перевелся в Харьковский технологический институт, на второй курс химического факультета. Проучился 2 года на химическом факультете, затем, резко сменил специальность и перешел на архитектурный факультет Харьковского строительного института (учился у А. Бекетова, 1925-1930 гг.). В 1924 г. Душкин познакомился с Тамарой Кетхудовой, студенткой Харьковской консерватории. В 1927 г. состоялась их свадьба. Был увлечён конструктивизмом, испытывал творческое влияние братьев Весниных. В 1930-1932 гг. Душкин работал инженером-строителем Гипромеза УССР, был автором-архитектором правительственной комиссии по проектированию городов Донбасса при СНК Украины, разрабатывал для городов Горловки и Краматорска генеральные планы, по которым построены жилые кварталы. По проекту Душкина, выполненному совместно с архитектором Э. Гамзе, построен автодорожный институт в Харькове на Бассейной улице (1932 г.). Переехал в Москву. В 1933-1939 гг. был архитектором в мастерской И. Фомина. Принимал участие в архитектурных конкурсах Дворца Советов (1931-1932 гг., был назначен архитектором строительства Дворца Советов), Дворца Радио (1933 г.), Института Маркса-Энгельса-Ленина. Спроектировал ряд станций Московского метрополитена - "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская", совместно с Я. Лихтенбергом, 1935 г.), "Площадь Революции" (1938 г.), "Маяковская" (1938 г.), "Завод им. Сталина" (ныне "Автозаводская", 1943 г.), "Новослободская" (1952 г.), железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951 г.), Симферополе (1951 г.), Сочи (1952 г.), в Брянске (1952 г.) и Евпатории (1953 г.), создал крупные градостроительные ансамбли в Москве - с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947-1953 гг., с Б. Мезенцевым) и универмагом "Детский мир" на Лубянской площади (1953-1957 гг.). Московское метро по праву считается одним из красивейших в мире. Образ лучших станций Московского метрополитена связан с именем Душкина. Он внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства и став фактически создателем нового направления в архитектуре - подземной урбанистики; работал в этой области в 1934-1967 гг. Заслуженную известность принесла Душкину, разработавшему проект, станция первой очереди метрополитена – "Кропоткинская". Эта станция мелкого заложения представляет собой единый просторный зал. Здесь нет лишних деталей. Скромно оформлен перрон с двумя рядами лотосообразных колонн, которые при пересечении с плафоном образуют пятиконечные звезды. Скрытая подсветка, выявляющая конструкцию перекрытия, стала одним из главных средств архитектурной композиции. Немалую роль играет и цветовое решение станции: светлый мрамор колонн и стен в сочетании с белой штукатуркой потолка придают ей праздничный характер. Все это создает ощущение парадности, легкости, художественной выразительности конструкций. Станция "Кропоткинская" до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения благодаря простоте архитектурных форм и лаконизму общего замысла. При строительстве станции глубокого заложения "Маяковская" (33 м. под землей, 1938 г.) впервые бетон внутренних опор был заменен металлом, и таким образом тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. Два ряда колонн поддерживают три продольных свода овального сечения и завершаются овальными же арками; каждое звено центрального свода завершается поперечным куполом, трактованным как источник освещения зала. Новым в этой станции явилось использование нержавеющей стали в качестве декоративного материала, а также применение в куполах мозаики из смальты на тему "Авиация" (художник А. Дейнека). По собственному признанию автора, "стальной" образ станции возник у него под впечатлением стихов Маяковского и музыки Баха и Прокофьева. "Алексей Николаевич всегда объединял архитектуру с музыкой, считал их родственными искусствами", - напишет позже его жена Тамара Душкина в своей "Книге воспоминаний". Станция "Маяковская" может служить примером новаторского решения архитектурных задач. Проект станции "Маяковская" в 1939 г. получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Подземная архитектура станций, спроектированных Душкиным, - особенно "Кропоткинской" и "Маяковской" - принадлежит к знаковым образцам "сталинской неоклассики", которая сближается с международным "ар деко". В начале марта 1935 г. Душкин был арестован, заключён на Лубянку и переведён в Бутырскую тюрьму. В буквальном смысле спасению помогло посещение почти законченной I очереди метро правительственной делегации, в которую входил нарком иностранных дел М. Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден. Выходили на каждой станции и обменивались впечатлениями. Когда очередь дошла до станции "Дворец Советов", Иден захотел познакомиться с авторами... Душкин был освобожден в конце апреля 1935 г. "Этот страшный случай оставил очень глубокий след в душе Алексея, человека впечатлительного, легкоранимого и честного, но он не сломал его" - вспоминала его жена. Главный архитектор Метропроекта и Метростроя (1941-1943 гг.), а также Центральной архитектурной мастерской Наркомата (потом Министерства) путей сообщения СССР (с 1943 г.). В 1947-1974 гг. преподавал в Московском архитектурном институте (с 1966 г. - профессор). Обладая огромным практическим опытом, Душкин успешно осуществлял подготовку многих поколений советских архитекторов, среди которых были Б. Тхор, М. Марковский, А. Грум-Гржимайло, А. Томский и многие др. Лауреат трех Сталинских премий второй степени: за архитектуру станции "Дворец Советов" Московского метрополитена им. Л. Кагановича (1941 г.), за архитектуру станции "Завод им. Сталина" Московского метрополитена им. Л. Кагановича (1946 г.), за архитектурный проект высотного здания Министерства транспортного строительства у Красных Ворот (1949 г.). В 1955 г. творчество архитектора Душкина было оборвано решением свыше - известным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Теперь властелином дальнейшей судьбы советской архитектуры оказался Н. Хрущёв. В постановлении, в частности, были такие строки: "Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина…" Было изгнано из архитектуры понятие красоты, сделав его синонимом излишества, и саму архитектуру - поиск гармонии, пропорций, выразительности зданий - превратили в излишество, в лишнюю для современности вещь. Архитектор вплоть до своей смерти был вынужден заниматься только преподаванием. Душкин достроил-таки огромный магазин "Детский мир" в Москве (тоже палаццо, но уже без излишеств). Кстати, потом благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям "Детский мир" признали первым отечественным универмагом европейского уровня. "Детский мир" стал символом послевоенного возрождения страны. За лёгкими фасадами с огромными окнами-витражами скрывался первый в СССР детский универмаг, один из самых больших в Европе. Универмаг оставался главным детским магазином страны до самого распада СССР, а в 1990-е гг. постепенно пришёл в упадок: в здании появились совершенно не детские банки и даже автосалон. В середине 2000-х "Детский мир" был признан объектом культурного наследия регионального уровня, при этом состояние самого здания было предаварийным. В 2008 г. "Детский мир" был закрыт на реконструкцию, однако эксперты и градозащитники выступили с критикой проекта. В 2012 г., после смены нескольких концепций обновления, главным архитектором универмага стал автор реконструкции ГУМа и "Манежа" Павел Андреев. В сжатые сроки - всего за 30 месяцев - здание было целиком реконструировано. Универмаг также получил новое название - "Центральный детский магазин на Лубянке". В ходе реконструкции был сохранён объём атриума, однако его высота была поднята до семи этажей. Внутри были отреставрированы исторические элементы интерьера - восемь бронзовых торшеров и мраморная балюстрада. На куполе появилась витражная лента с картинами знаменитого иллюстратора русских сказок Ивана Билибина, а под куполом - самый большой в мире часовой механизм. Объём торговых площадей здания в результате реконструкции увеличился в полтора раза, теперь для посетителей доступны все семь этажей "Детского мира". Автор портретов, пейзажей, архитектурных композиций, чаще всего, посвященных памятникам русской архитектуры и любимой Москве. Душкин умер в Москве, в возрасте 73 лет. В жизненной и творческой судьбе архитектора отразилась сложнейшая история отечественной архитектуры ХХ в. с насильственным "партийным" поворотом от конструктивизма к "сталинской классике", а затем возвращение к модернизму. В память Душкина в Харькове была названа улица в посёлке ХТЗ. Его внучка - архитектор, профессор МАРХИ Н. Душкина, внук - художник А. Душкин.
,

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2018