| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

МАЛЕВИЧ, Казимир.


АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БОРОВИКОВСКИЙ, Владимир. (Borovikovsky, Vladimir., 1757-1825)
БОРОДАЙ, Василий. (Boroday, Vasiliy., 1917-2010)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ, Сергей. (Vasilkovsky, Sergey., 1854-1917)
ГЛУЩЕНКО, Николай. (Glushchenko, Nikolay., 1901-1977)
ДЕРЕГУС, Михаил. (Deregus, Mikhail., 1904-1998)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЕФИМОВ, Борис. (Efimov, Boris., 1900-2008)
КАСИЯН, Василий. (Kasijan, Vasiliy., 1896-1976)
КРЫЖАНОВСКИЙ, Виктор. (Kryzhanovsky, Victor., 1950-)
КРЫЖИЦКИЙ, Константин. (Kryzhitsky, Konstantin., 1858-1911)
КУИНДЖИ, Архип. (Kuinji, Arkhip., 1841-1910)
МАЛЕВИЧ, Казимир. (Malevich, Kazimir., 1878-1935)
МАРЧУК, Иван. (Marchuk, Ivan., 1936-)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МИХАЙЛОВ, Борис. (Mikhailov, Boris., 1938-)
НАРБУТ, Георгий. (Narbut, Georgy., 1886-1920)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Владимир. (Orlovsky, Vladimir., 1842-1914)
ПЕЧЕРСКИЙ, Алипий. (Pecherskiy, Alipiy., 1065-1114)
ПРИМАЧЕНКО, Мария. (Primachenko, Maria., 1909-1997)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РУТКОВИЧ, Иван. (Rutkovich, Ivan., )
САМОКИШ, Николай. (Samokish, Nikolay., 1860-1944)
СУДКОВСКИЙ, Руфин. (Sudkovsky, Rufin., 1850-1885)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТРУТОВСКИЙ, Константин. (Trutovsky, Konstantin., 1826-1893)
ТРУШ, Иван. (Trusz, Ivan., 1869-1941)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ХУРАСАНИ, Акбар. (Khurasani, Akbar., 1961-)
ЦАГОЛОВ, Василий. (Tsagolov, Vasily., 1957-)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧИЧКАН, Илья. (Chichkan, Illya., 1967-)
ШЕВЧЕНКО, Тарас. (Shevchenko, Taras., 1814-1861)
ЭРДЕЛИ, Адальберт. (Erdeli, Adalbert., 1891-1955)
ЯБЛОНСКАЯ, Татьяна. (Yablonskaya, Tatiana., 1917-2005)
ЯКУТОВИЧ, Георгий. (Yakutovich, Georgy., 1930-2000)
МАЛЕВИЧ, Казимир
МАЛЕВИЧ, Казимир
МАЛЕВИЧ, Казимир. Красный дом. 1932 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Красный дом. 1932 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. На сенокосе. 1929 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. На сенокосе. 1929 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Сложное предчувствие. Полуфигура в желтой рубашке. 1928-1932 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Сложное предчувствие. Полуфигура в желтой рубашке. 1928-1932 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Супрематизм. 1915-1916 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Супрематизм. 1915-1916 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Черный квадрат. 1915 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Черный квадрат. 1915 г.

МАЛЕВИЧ, Казимир.

(Malevich, Kazimir., 1878-1935) выдающийся живописец-авангардист, педагог, один из основателей абстрактного искусства, автор и теоретик (с 1913 г.) разновидности абстрактного искусства - супрематизма (от латинского supremus - наивысший). Творчество Малевича связано с художественной жизнью Белоруссии и России. Родился в Киеве. По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было еще четыре сына и четыре дочери. Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Детские годы Малевича прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 гг. посещал Киевскую рисовальную школу Н. Мурашко, учась у Н. Пимоненко. Первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (в 1894 г.). В 1896 г. семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. В 1899 г. женится на Казимире Зглейц (1881-1942). Малевич с семьей (женой и двумя детьми) живет в Москве (1907-1910 гг.). Посещал занятия в студии Ф. Рерберга в Москве. В 1907 г. принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. В 1909 г. он развелся с первой женой и вступил в брак с Софьей Рафалович (ум. в 1925 г.), отцу которой принадлежал дом в д. Немчиновке (в Одинцовском районе Московской обл.), куда Малевич постоянно приезжал жить и работать. Участник выставок "Бубновый валет" (1910 г.), "Ослиный хвост" (1912 г.) и др. Общение с Н. Гончаровой и М. Ларионовым, товарищами по объединению "Бубновый валет", и логика его собственного развития в живописи привели Малевича к неопримитивизму, принципы которого он претворял в простых сценах крестьянской жизни. Создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909 г.); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911 г.). В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени - кубизме и футуризме. Первые 49 беспредметных полотен он показал на футуристической выставке "0,10" в Петрограде в 1915 г., повесив под ними табличку: "Супрематизм живописи". Среди них был знаменитый "Черный квадрат" (79.9 x 79.5 cm, 1915 г.), вызвавший яростные нападки критики. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили "Черный круг" и "Черный крест". Под основным слоем краски "Черного квадрата", уже в наше время, обнаружены еще две композиции. Художник выполнил всего 4 черных квадрата. Все квадраты неправильной формы - все стороны разной длины. А также один красный квадрат и один белый (на белом фоне). Малевич выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", в которой обосновывал свое открытие. Супрематизм оказал громадное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и Запада, а его создателю принес поистине мировую славу. Программное произведение "Черный квадрат" стал, наряду с теоретическими сочинениями Малевича, своего рода манифестом беспредметничества, символом нигилистического отношения к социально-общественным и познавательным функциям искусства. "Супремус" - объединение художников-авангардистов, которое было основано Малевичем в 1915-1916 гг. В ноябре 1917 г. московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет "Декларацию прав художника". Переезжает в Петроград. В 1918 г. оформлял 1-ю постановку "Мистерии-буфф" В. Маяковского. В 1919 г. он вернулся в Москву. В 1919 г. в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму". Осенью 1919 г. Малевич отправился в Витебск, чтобы преподавать в Народной художественной школе, организованной М. Шагалом и вскоре преобразованной в Художественно-практический институт. Там он вместе со своими последователями учредил "УНОВИС" - организацию, призванную обучать художников и даже шире - обновить весь мир на основе супрематизма (ее членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган). В 1920 г. у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИСа, назвал Уной. Однако в 1922 г. ему пришлось покинуть Витебск и вместе с группой учеников вернуться в Петроград. В 1920-х гг. с помощью пространственных композиций ("архитектонов") изучал формальный язык пластических искусств, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В 1920 г. руководил художественным оформлением праздника 3-й годовщины Октябрьской революции в Витебске. В 1923 г. в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности. В 1927 г. вступил в третий брак - с Наталией Манченко (1902-1990). В 1923-1927 гг. - директор Петербургского государственного института художественной культуры (Гинхук). Был членом "Объединения современных архитекторов" (ОСА). В 1927 г. Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву, где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин, где участвовал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. С 1928 до 1930 г. Малевич преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 г. в Государственной Третьяковской галерее открылась "Выставка произведений живописи и графики К. Малевича". В начале 1930-х гг. вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике ("Скачет красная конница...", 1918-1930 гг.; "Девушка с красным древком", 1932 г.). Автор книг: "От кубизма к супрематизму" (Петербург, 1916 г.), "Супрематизм" (Витебск, 1920 г.) и др. Малевич умер в Ленинграде от рака. По завещанию, после смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, перевезли в Москву, где кремировали. Урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ д. Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878-1935)".

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2018