БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
ГОРОДЕЦКИЙ, Владислав. (Horodecki, Wladyslaw Leszek., 1863-1930)
ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Анатолий. (Dobrovolsky, Anatoly., 1910-1988)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
|
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Зимний дворец в Петербурге. 1754-1762 гг. Россия.
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Андреевский собор в Киеве. 1748-1753 гг. Украина.
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео.
(Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771) русский архитектор, глава русского барокко середины XVIII в. Родился в Париже. Итальянец по происхождению. Сын известного русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744 гг.). В 1716 г. приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (в Италии) между 1725-1730 гг. В 1730-1763 гг. придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-1733 гг.), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-1740 гг.) и Митаве (ныне Елгава, 1738-1740 гг.); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к русской архитектуре первой четверти XVIII в. В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены XVIII под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 1740-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-1744 гг., не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747 г.). В последней Растрелли, творчески используя традиции русского зодчества XVII в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-1752 гг. Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. Воронцова (1749-1757 гг.) и С. Строганова (1752-1754 гг.) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-1757 гг.) в Царском Селе (Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-1754 гг.) и Зимний дворец (1754-1762 гг.) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка XVIII в.). С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла (на смену барокко пришел стиль классицизм), и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 г. в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 г. отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 гг. наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию). Умер Растрелли в Петербурге. |