АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БОРОВИКОВСКИЙ, Владимир. (Borovikovsky, Vladimir., 1757-1825)
ВАСИЛЬКОВСКИЙ, Сергей. (Vasilkovsky, Sergey., 1854-1917)
ГЛУЩЕНКО, Николай. (Glushchenko, Nikolay., 1901-1977)
ДЕЛОНЕ, Соня. (Delaunay, Sonia., 1885-1979)
ДЕРЕГУС, Михаил. (Deregus, Mikhail., 1904-1998)
ЕФИМОВ, Борис. (Efimov, Boris., 1900-2008)
КАСИЯН, Василий. (Kasijan, Vasiliy., 1896-1976)
КРЫЖАНОВСКИЙ, Виктор. (Kryzhanovsky, Victor., 1950-)
КРЫЖИЦКИЙ, Константин. (Kryzhitsky, Konstantin., 1858-1911)
КУИНДЖИ, Архип. (Kuinji, Arkhip., 1841-1910)
МАРЧУК, Иван. (Marchuk, Ivan., 1936-)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МИХАЙЛОВ, Борис. (Mikhailov, Boris., 1938-)
НАРБУТ, Георгий. (Narbut, Georgy., 1886-1920)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Владимир. (Orlovsky, Vladimir., 1842-1914)
ПЕЧЕРСКИЙ, Алипий. (Pecherskiy, Alipiy., 1065-1114)
ПРИМАЧЕНКО, Мария. (Primachenko, Maria., 1909-1997)
РУТКОВИЧ, Иван. (Rutkovich, Ivan., )
САМОКИШ, Николай. (Samokish, Nikolay., 1860-1944)
СУДКОВСКИЙ, Руфин. (Sudkovsky, Rufin., 1850-1885)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТРУТОВСКИЙ, Константин. (Trutovsky, Konstantin., 1826-1893)
ТРУШ, Иван. (Trusz, Ivan., 1869-1941)
ХУРАСАНИ, Акбар. (Khurasani, Akbar., 1961-)
ЦАГОЛОВ, Василий. (Tsagolov, Vasily., 1957-)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ЧИЧКАН, Илья. (Chichkan, Illya., 1967-)
ШЕВЧЕНКО, Тарас. (Shevchenko, Taras., 1814-1861)
ЭРДЕЛИ, Адальберт. (Erdeli, Adalbert., 1891-1955)
ЯБЛОНСКАЯ, Татьяна. (Yablonskaya, Tatiana., 1917-2005)
ЯКУТОВИЧ, Георгий. (Yakutovich, Georgy., 1930-2000)
|
МАЛЕВИЧ, Казимир
МАЛЕВИЧ, Казимир. Красный дом. 1932 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. На сенокосе. 1929 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Сложное предчувствие. Полуфигура в желтой рубашке. 1928-1932 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Супрематизм. 1915-1916 гг.
МАЛЕВИЧ, Казимир. Черный квадрат. 1915 г.
МАЛЕВИЧ, Казимир.
(Malevich, Kazimir., 1878-1935) выдающийся живописец-авангардист, педагог, один из основателей абстрактного искусства, автор и теоретик (с 1913 г.) разновидности абстрактного искусства - супрематизма (от латинского supremus - наивысший). Творчество Малевича связано с художественной жизнью Белоруссии и России. Родился в Киеве. По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было еще четыре сына и четыре дочери. Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Детские годы Малевича прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 гг. посещал Киевскую рисовальную школу Н. Мурашко, учась у Н. Пимоненко. Первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (в 1894 г.). В 1896 г. семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. В 1899 г. женится на Казимире Зглейц (1881-1942). Малевич с семьей (женой и двумя детьми) живет в Москве (1907-1910 гг.). Посещал занятия в студии Ф. Рерберга в Москве. В 1907 г. принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. В 1909 г. он развелся с первой женой и вступил в брак с Софьей Рафалович (ум. в 1925 г.), отцу которой принадлежал дом в д. Немчиновке (в Одинцовском районе Московской обл.), куда Малевич постоянно приезжал жить и работать. Участник выставок "Бубновый валет" (1910 г.), "Ослиный хвост" (1912 г.) и др. Общение с Н. Гончаровой и М. Ларионовым, товарищами по объединению "Бубновый валет", и логика его собственного развития в живописи привели Малевича к неопримитивизму, принципы которого он претворял в простых сценах крестьянской жизни. Создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909 г.); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911 г.). В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени - кубизме и футуризме. Первые 49 беспредметных полотен он показал на футуристической выставке "0,10" в Петрограде в 1915 г., повесив под ними табличку: "Супрематизм живописи". Среди них был знаменитый "Черный квадрат" (79.9 x 79.5 cm, 1915 г.), вызвавший яростные нападки критики. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили "Черный круг" и "Черный крест". Под основным слоем краски "Черного квадрата", уже в наше время, обнаружены еще две композиции. Художник выполнил всего 4 черных квадрата. Все квадраты неправильной формы - все стороны разной длины. А также один красный квадрат и один белый (на белом фоне). Малевич выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", в которой обосновывал свое открытие. Супрематизм оказал громадное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и Запада, а его создателю принес поистине мировую славу. Программное произведение "Черный квадрат" стал, наряду с теоретическими сочинениями Малевича, своего рода манифестом беспредметничества, символом нигилистического отношения к социально-общественным и познавательным функциям искусства. "Супремус" - объединение художников-авангардистов, которое было основано Малевичем в 1915-1916 гг. В ноябре 1917 г. московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет "Декларацию прав художника". Переезжает в Петроград. В 1918 г. оформлял 1-ю постановку "Мистерии-буфф" В. Маяковского. В 1919 г. он вернулся в Москву. В 1919 г. в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму". Осенью 1919 г. Малевич отправился в Витебск, чтобы преподавать в Народной художественной школе, организованной М. Шагалом и вскоре преобразованной в Художественно-практический институт. Там он вместе со своими последователями учредил "УНОВИС" - организацию, призванную обучать художников и даже шире - обновить весь мир на основе супрематизма (ее членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган). В 1920 г. у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИСа, назвал Уной. Однако в 1922 г. ему пришлось покинуть Витебск и вместе с группой учеников вернуться в Петроград. В 1920-х гг. с помощью пространственных композиций ("архитектонов") изучал формальный язык пластических искусств, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В 1920 г. руководил художественным оформлением праздника 3-й годовщины Октябрьской революции в Витебске. В 1923 г. в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности. В 1927 г. вступил в третий брак - с Наталией Манченко (1902-1990). В 1923-1927 гг. - директор Петербургского государственного института художественной культуры (Гинхук). Был членом "Объединения современных архитекторов" (ОСА). В 1927 г. Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву, где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин, где участвовал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. С 1928 до 1930 г. Малевич преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 г. в Государственной Третьяковской галерее открылась "Выставка произведений живописи и графики К. Малевича". В начале 1930-х гг. вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике ("Скачет красная конница...", 1918-1930 гг.; "Девушка с красным древком", 1932 г.). Автор книг: "От кубизма к супрематизму" (Петербург, 1916 г.), "Супрематизм" (Витебск, 1920 г.) и др. Малевич умер в Ленинграде от рака. По завещанию, после смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, перевезли в Москву, где кремировали. Урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ д. Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878-1935)". |