АДАМОВА, Евгения. (Adamova, Evgenia., 1913-1991)
ДЖУМАДУРДЫ, Джума. (Dzhumadurdy, Dzhuma., 1937-1999)
КЛЫЧЕВ, Иззат. (Klychev, Izzat., 1923-2006)
МАЗЕЛЬ, Рувим. (Mazel, Ruvim., 1890-1967)
НУРАЛИ, Бяшим. (Nurali, Bjashim., 1900-1965)
ХАДЖИЕВ, Айхан. (Hadzijev, Aihan., 1924-)
ЧЕРИНЬКО, Иван. (Cherinko, Ivan., 1908-1948)
|
МАЗЕЛЬ, Рувим
МАЗЕЛЬ, Рувим. В юрте. 1930-е гг.
МАЗЕЛЬ, Рувим.
(Mazel, Ruvim., 1890-1967) живописец и рисовальщик. Родился в Витебске (Беларусь) в семье скрипача. Учился в Школе рисования и живописи И. Пэна в Витебске, в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1906-1909 гг.); в АХ в Мюнхене (1910-1914 гг.). Был знаком с М. Шагалом и М. Либаковым. Испытал влияние мюнхенского модерна. Совершает поездки в Италию для изучения искусства итальянского Возрождения. В 1914 г. после возвращения в Россию вскоре был мобилизован в армию и попал с военной частью в Ашхабад. Восточные мотивы становятся преобладающими в его творчестве. До сер. 1920-х гг. живет в Ашхабаде. Организатор и преподаватель "Ударной школы искусств Востока" в Ашхабаде. В Школу удалось привлечь, наряду с европейцами, довольно большое число молодых туркмен, самым одаренным из которых оказался Б. Нурали. Школа была закрыта в 1925 г. (по доносу). Центральное произведение художника сер. 1920-х г. - книга-альбом "Ковровые сказки", которую он рассматривал как итог восьми лет, проведенных в Туркмении. Изображения охваченного вдохновением национального поэта, девушек, ткущих ковер, величественной "ханши", джигитов, стреляющих на ходу или погибающих среди песков, волшебных колодцев, чудесной прародины туркмен - все эти феерически-красочные или черно-белые образы невелики и одновременно монументальны - перед нами задуманная и реализованная художником "фреска в миниатюре". Во второй половине 1920-х годов Мазель отходит от миниатюрного стиля и начинает писать полномасштабные картины маслом - "Качели", "Невеста", "Старый Ашхабад", "В юрте". Последняя - подлинный шедевр творчества художника, воплощающая во всей полноте его видение среднеазиатского Востока. В нач. 1930-х создает серию работ на библейские сюжеты. В 1930-1950-е гг. принимает участие в экспедициях в Туркмению и Дагестан. В 1960-е гг. выполняет серию иллюстраций к рассказам Чехова. Произведения: "Узоры персидского города" (серия акварелей, 1916-1918 гг.); "Шахсей-Вахсей" (серия рисунков, 1922 гг.); "Старая и новая Туркмения" (фрески в зале заседаний, Ашхабад, 1916-1918 гг.); альбомы рисунков (бумага, акварель, гуашь) - "Ковровые сказки", "Вокруг ковра"; "Автопортрет во время малярии" (1923 г.); "Музыкант" (1928 г.); "Добровольные натурщики" (1931 г.); "У колодца" (1932 г.); "Приезд станового начальства в аул" (1940 г.) и др. Мазель - яркий пример еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и влюбленного в иную, но родственную культуру. Мазель умер в Москве. |